Мир музыки и поэзии в русской литературе

Мир музыки прекрасен и поистине безграничен. Древ­ние китайцы считали, что музыка – это всегда гармония. Может быть, именно поэтому классические мелодии заво­раживают нас своей чарующей простотой, неистовостью и разнообразием чувств. Эти звуки способны возвысить че­ловека, поднять его над суетой, освободить от повседнев­ных проблем и забот.
Музыка сопутствует нам в горе и радости, на работе и во время отдыха, в дальних походах и при дружеских встречах.
Сочетание музыки и поэтического слова – это особая область человеческой культуры. Иногда мы слышим: “Му­зыка стиха. Мелодия стиха. Музыкальность стиха”. Подоб­ные выражения воспринимаются как метафора. Но говоря о творчестве таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермон­тов, А. Фет, А. Блок, С. Есенин, можно утверждать, что в их стихах звучит музыка.
Поэзия А. Пушкина просто поражает нас своей музы­кальностью и мелодичностью. Многие его стихи звучат как музыкальный поток, заключенный в слова.
К строкам из стихотворения “Казак” музыка напраши­вается просто сама собой. Даже при чтении в них чувству­ется скрытая мелодия народной песни.
Или, к примеру, в следующих строках из стихотворе­ния “Певец”:
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Веселая легкая музыка звучит и в стихотворении А.

Пуш­кина “Заздравный кубок”:
Кубок янтарный
Полон давно –
Пеной угарной
Блещет вино.
Света дороже
Сердцу оно;
Но за кого же
Выпью вино?
Конечно, нельзя не вспомнить чувственную лирику, ставшую классикой русского романса:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Или другое стихотворение, не менее музыкальное:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Много сказано и написано о мелодичности и музыкаль­ности стихов А. Фета. Свои стихи поэт как будто специаль­но строит по законам музыкального искусства. Может быть, именно поэтому один из критиков сравнил поэзию
А. Фета с “аккордом, в котором на звук мгновенно трону­той струны вдруг гармонически отзываются другие стру­ны”. О музыкальности фетовской поэзии писали Д. Ме­режковский и К. Бальмонт. П. И. Чайковский называл Фета “поэтом-музыкантом, способным создавать произведения на границе между поэзией и музыкой”. Стоит вчитаться в строки фетовских стихов, чтобы понять, насколько был прав великий русский композитор:
Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,
Пред скамьей ты чертила блестящий песок.
Я мечтам золотым отдавался вполне.
Ничего ты на все не ответила мне.
Жгучий луч, золотые мечты, блестящий песок. Мело­дия льется и звенит как в самом солнечном луче, так и в словах о нем. Стихотворение Фета дышит самой искрен­ней свежестью и обладает чарующей музыкальностью. И неслучайно романсы на стихи А. Фета пела вся Россия.
Нельзя не услышать гармоничного очарования музыки в стихах А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой. Звучат мело­дии и в поэзии Б. Ахмадулиной. Даже названия книг по­этессы указывают на непосредственную связь ее стихов с музыкой: “Струна” (1962), “Уроки музыки” (1969), “Звук указующий” (1995). Утонченная, виртуозная поэзия Б. Ах­мадулиной движима музыкой, таинством звука, волшеб­ством причудливого переплетения слов. И. Бродский ска­зал о ней: “Ахмадулина в высшей степени поэт формы, и звук – стенающий, непримиримый, волшебногипнотиче­ский звук – имеет решающее значение в ее работе”.
Тесное переплетение музыки и слов характерно для поэзии Б. Окуджавы. В ней изначально заложено песен­ное начало, а потому очень трудно сказать, что в ней главное – мелодия или слово. Неслучайно у Б. Окуджавы в названиях и текстах неоднократно повторяются слова “музыка”, “музыкант”, “мелодия”, “песенка”, “песня”. А один из циклов книги “Арбат, мой Арбат” поэт так и назвал – “Музыка арбатского двора”. В сочетании мело­дии и слова Б. Окуджава находит музыкальную гармонию, которая является возвышенным источником веры, надеж­ды и любви:
Этот остров музыкальный,
То счастливый, то печальный,
Возвышается в тиши.
Этот остров неизбежный
Словно знак твоей надежды,
Словно флаг моей души.
Очарование стихов Б. Окуджавы – в простоте и есте­ственности слога. Слова сливаются с мелодией настолько, что невозможно даже вообразить себе их раздельное суще­ствование. И в каждой мелодии есть что-то свое, особен­ное и неповторимое.
Музыку называют безмолвным искусством. Но она же и поистине универсальный общечеловеческий язык. Этот язык позволяет выразить самые глубокие чувства.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Методы научного исследования педагогики.
Сейчас вы читаете: Мир музыки и поэзии в русской литературе