Классический тип героя в фантастических романах
Роман «Жук в муравейнике» рисует ситуацию, о которой предупреждал Горбовский: человечество получило задачу, не им поставленную, — саркофаг с человеческими зародышами и детонаторы, к которым стремились выросшие из зародышей вполне нормальные взрослые люди, по-человечески чувствующие и мыслящие. Интрига романа связана с вопросами: «Кто подбросил саркофаг? С какой целью? Созидания или разрушения?» Последствия этого сомнительного дара для человечества частично раскрываются в романе «Волны гасят ветер».
В нем изображено человечество
Трагедию такого разделения и рисует роман «Волны гасят ветер».
Драма существования обоих генотипов человека в том, что, выйдя из человечества, людены перестают интересоваться его судьбой, для них мир человечества — это мир ребенка, к которому можно относиться только снисходительно. Но и среди них есть группа, не желающая забывать, что они — плоть от плоти человечества и у них с ним одна родина — Земля. Они страдают, покидая семьи, любимых, от невозможности совместного существования и оставляют Землю, отправляясь глубоко несчастными в космические дали. Они уверяют себя, что, если человечеству и Земле будет грозить опасность, они придут на помощь, но это им так представляется, пока они еще не порвали окончательно с нею.
И С. Лем, и братья Стругацкие показали нам варианты возможного развития человечества в будущем, обратив наши взоры не только к нему, но и к настоящему, к тому, насколько мы уже сейчас ответственны за коллективные действия и личные поступки. Всякое будущее в той или иной степени вырастает из настоящего, которое завтра уже станет прошлым. Нам, живущим в эпицентре всех катаклизмов, которые могут быть на Земле, надо учиться смотреть на них с иных позиций, чем те, что в изобилии транслируются электронными СМИ. Романы — великолепный материал для размышлений о нас, сегодняшних, и о нашем будущем. Художественное моделирование будущего — это возможность перехода от человека разумного к человеку играющему, которому понадобятся другое мышление, развитые фантазия и воображение, чтобы игры были действительно человеческими, т. е. созидательно творческими, а не конструктами разрушения.
Одна из главных проблем современной литературы — проблема героя. Классический тип социального героя уже уходит в прошлое, литература стоит на пороге нового типа героя, способного исследовать само бытие. Герои С. Лема и братьев Стругацких — прообразы такого типа, и уже это объясняет внимание к ним.
Научно-художественная фантастика предоставляет богатые возможности для интегрирования, ибо в ней найдет себя и физик, и биолог, и историк, и, конечно, словесник. Проблемы, решаемые в романах, могут стать материалом многих уроков, мотивируя изучение наук как первостепенную необходимость для совершенствования качества жизни и сохранения ее как таковой.
Чтение научно-художественной фантастики способно дать толчок к созданию в школе единого образовательного и методического пространства, ибо способствует интегрированию не сухим академизмом методических инструкции, а увлекательным чтением полноценных художественных произведений, показывающих срезы будущего и через них — настоящее.
С. Лем и братья Стругацкие не ставили своей задачей дать системный анализ законов общества и с этой точки зрения проецировать будущее развитие человечества. Это сделали в своих романах И. Ефремов и А. Азимов, в подходах которых к будущему при всем их не просто различии, но антиподности обнаруживается нечто столь близкое, что не может не вызвать удивления.
Вопрос о месте и роли литературы в современном образовании включает в себя и вопрос о том, все ли сделано нами, словесниками, для расширения литературного пространства в школе, для понимания школьниками значимости в их развитии общения с самым объемным пластом человеческой культуры — художественной литературой во всем многообразии ее жанров.