Драматично описание Руси в летописи “Речь философа”
“Речь философа” имела для древнерусского читателя познавательное значение-в ней кратко излагалась вся “священная история” и сообщались основные принципы хри-| минского вероисповедования. Вокруг имени Владимира группировались различные народные предания. Они отразились и в летописи – в воспоминаниях 0 щедрости князя, его многолюдных пирах, куда приглашались два ли не все дружинники, о подвигах безвестных героев, живших во времена этого князя; о победе отрока-кожемяки над печенежским богатырем или о старце, мудростью своей освободившем от осады печенегов город Белгород. Об этих легендах речь еще пойдет ниже.
После смерти Владимира в. 1015 г. между его сыновьями снова разгорелась междоусобная борьба. Святополк-сын Ярополка и пленницы-монашки, которую Владимир, погубив брата, сделал своей женой, убил своих сводных братьев Бориса и Глеба. В летописи читается краткий рассказ о гибели князей и о борьбе их брата Ярослава Владимировича со Святополком, завершившейся военным поражением последнего и страшным божественным возмездием. Когда разбитый в бою Святополк обратился
В 1037 г. в летописи рассказывается о строительной деятельности Ярослава (в частности, о закладке знаменитого Софийского собора в Киеве, крепостных стен с Золотыми воротами и т. д.) и прославляется его книголюбие: князь “книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык”. Летописная похвала – не преувеличение: книгописная и переводческая деятельность в начале XI века действительно была очень интенсивной.
В статье 1054 г. летописец излагает предсмертное завещание Ярослава, призывавшего своих сыновей жить в мире, беречь землю “отець своих и дед своих”, которую они обрели “трудом своим великим”, подчиняться старшему в роде – киевскому князю.
В 1093 г. русские князья потерпели поражение от половцев. Это событие явилось поводом для новых рассуждений летописца о том, почему бог “наказывает Рускую землю”, почему плач слышен на всех улицах. Драматично описание страданий русских пленников, угоняемых на чужбину; бредут они “страждуютие, печальные, измученные, стужей скованные, голодные, жаждущие, в горе, с осунувшимися лицами, почерневшими телами”, со слезами обращаясь друг к другу: “Я был из этого города”, а другой: “А я – из того села”. Этой статьей, как говорилось выше, возможно, заканчивался Начальный свод.
Последнее десятилетие XI в. было полно бурными событиями.
После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич (“Слово о полку Игореве” именует его Олегом Гориславичем), князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда свершилось новое злодеяние: волынскии князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Васильке Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси “ни при дедах наших, ни при отцах наших”. В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о драматической судьбе Василька Геребовльского; вероятно, она была написана специально для летописи и полностью включена в ее состав.
Мы не знаем точно, как выглядела заключительная часть “Повести временных лет” второй редакции, так как в Лаврентьеомской летописи текст статьи 1110 г. искусственно оборван.
Поэмы маяковского.