Драматично описание Руси в летописи «Речь философа»
«Речь философа» имела для древнерусского читателя познавательное значение-в ней кратко излагалась вся «священная история» и сообщались основные принципы хри-| минского вероисповедования. Вокруг имени Владимира группировались различные народные предания. Они отразились и в летописи — в воспоминаниях 0 щедрости князя, его многолюдных пирах, куда приглашались два ли не все дружинники, о подвигах безвестных героев, живших во времена этого князя; о победе отрока-кожемяки над печенежским богатырем или о старце, мудростью своей освободившем
После смерти Владимира в. 1015 г. между его сыновьями снова разгорелась междоусобная борьба. Святополк-сын Ярополка и пленницы-монашки, которую Владимир, погубив брата, сделал своей женой, убил своих сводных братьев Бориса и Глеба. В летописи читается краткий рассказ о гибели князей и о борьбе их брата Ярослава Владимировича со Святополком, завершившейся военным поражением последнего и страшным божественным возмездием. Когда разбитый в бою Святополк обратился в бегство, на него «нападе» бес, и «раслабеша кости его, не можаше седети
В 1037 г. в летописи рассказывается о строительной деятельности Ярослава (в частности, о закладке знаменитого Софийского собора в Киеве, крепостных стен с Золотыми воротами и т. д.) и прославляется его книголюбие: князь «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык». Летописная похвала — не преувеличение: книгописная и переводческая деятельность в начале XI века действительно была очень интенсивной.
В статье 1054 г. летописец излагает предсмертное завещание Ярослава, призывавшего своих сыновей жить в мире, беречь землю «отець своих и дед своих», которую они обрели «трудом своим великим», подчиняться старшему в роде — киевскому князю.
В 1093 г. русские князья потерпели поражение от половцев. Это событие явилось поводом для новых рассуждений летописца о том, почему бог «наказывает Рускую землю», почему плач слышен на всех улицах. Драматично описание страданий русских пленников, угоняемых на чужбину; бредут они «страждуютие, печальные, измученные, стужей скованные, голодные, жаждущие, в горе, с осунувшимися лицами, почерневшими телами», со слезами обращаясь друг к другу: «Я был из этого города», а другой: «А я — из того села». Этой статьей, как говорилось выше, возможно, заканчивался Начальный свод.
Последнее десятилетие XI в. было полно бурными событиями.
После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич («Слово о полку Игореве» именует его Олегом Гориславичем), князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда свершилось новое злодеяние: волынскии князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Васильке Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси «ни при дедах наших, ни при отцах наших». В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о драматической судьбе Василька Геребовльского; вероятно, она была написана специально для летописи и полностью включена в ее состав.
Мы не знаем точно, как выглядела заключительная часть «Повести временных лет» второй редакции, так как в Лаврентьеомской летописи текст статьи 1110 г. искусственно оборван.