Анализ стихотворения “Судьба как ракета летит по параболе” Вознесенского

Стихотворение Вознесенского “Судьба, как ракета, летит по параболе.” воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных невзгод.
В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так проще и короче идти) и путь по параболе (через творческие муки и поиски собственного “я”). В качестве примера судьбы с интересной траекторией автор приводит биографию художника Гогена, который сначала был торговым агентом, а потом пробился в мир высокого искусства.
Символом признания таланта художника в стихотворении становится Лувр. Вознесенский подчеркивает, что у Гогена была возможность войти в профессию через “главный порог”: по традиционному академическому пути, копируя “райские кущи”, как это сделали многие художники, ибо библейские сюжеты щедро оплачивала церковь, делая дорогие заказы. Но Гоген предпочел рисовать то, что хотел, и жить, как хотел. Отстранившись от цивилизации, он много лет прожил среди простых людей и рисовал их портреты и чудесную, непривычную для европейского глаза экзотическую природу.
Однако истинного творца всегда ожидает признание, поэтому Гоген все равно попал в Лувр (символ ведущих музеев мира в данном случае), “параболой гневно пробив потолок!”.
От судьбы Гогена Вознесенский обращается к жизни лирического героя – своего молодого современника, который уезжает то в Грузию, то в Сибирь вместо того, чтобы устроить свою личную судьбу, жениться и обрести тихое семейное счастье. Но строя свою жизнь и судьбу, герой думает и о своей возлюбленной, которая, возможно, устала уже ждать, поэтому парабола, которая так превозносилась в первой части, уже вдруг становится дурацкой. Символом разлуки в стихотворении становятся “простывшие плечики” и “земные и озябшие” позывные любимой женщины.
В эпоху космических открытий образ летящей по параболе ракеты, заявленный в первой строке произведения, несомненно, выглядел модным и актуальным. Однако во второй части намечается новая антитеза: “полет” и “приземление”. Любовь, земное чувство, заставляет лирического героя мечтать о приземлении рядом с любимой.
Сюжет стихотворения чрезвычайно динамичен. Неслучайно в произведении доминируют глагольные формы, обозначающие движение (“летит”, “унесся”, “уносился”, “срывающий”, “пробив”, “уехал”, “лечу”, “несутся”, “уезжает”).
Вместе с лирическим героем в едином жизненном потоке несутся те ценности, во имя которых он вершит свой маршрут по параболе: это искусство, любовь и история. Искусство при этом выдвигается на первое место как высочайшая жизненная доминанта. Этим живым, динамичным образам противопоставлены статичные и на века закрепленные, инертные позиции: “каноны, прогнозы, параграфы”.
Динамизм сюжету, несомненно, придают риторические вопросы, восклицания и обобщения. В финале стихотворения звучит провокационный вопрос: “А может быть, все же прямая – короче?”. Читателю предлагается самому сделать правильный выбор, но совершенно очевидно, что для лирического героя произведения нет и не может быть другого пути.
В стихотворении много “неточных рифм” (“параболе” – “радуге”, “Гоген” – “агент”, “храбро” – “параболе”). Вместе с тем ключевой символ произведения “парабола” четыре раза выносится в конец стихотворной строки, что помогает сделать его более выразительным и ударным. Вознесенский, всегда склонный к звуковой игре, намеренно подбирает созвучия к этому слову: “правда”, “парадное”, “параграфы”. Кроме того, образ “параболы” подкреплен в начале стихотворения аллитерацией “р” (“Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно – во мраке и реже – по радуге”), а также звуковым удвоением (“ракетой ревущей”), затем “п” и “р” (“Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие плечики в черном парадном.”).
В стихотворении Вознесенского ярко воплотились особенности шестидесятничества как мировоззрения. Образ ветра ассоциируется с ожиданием общественных перемен. Важна здесь также активная жизненная позиция лирического героя – романтика и искателя приключений.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Темы курсовых работ по методике преподавания литературы.
Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения “Судьба как ракета летит по параболе” Вознесенского