Юлия — характеристика персонажа
Произведение: Юлия, или Новая Элоиза
ЮЛИЯ — героиня романа Ж. Ж. Руссо «Новая Элоиза» . Роман назван по имени возлюбленной средневекового философа П. Абеляра — Элоизы и тем самым отсылает к их любовной истории. Руссо как бы по-новому рассказывает историю запретной любви учителя и ученицы. Ради Элоизы Абеляр нарушил обет безбрачия и тайно вступил с ней в брак. Родственники Элоизы, узнав о свершившемся, жестоко отомстили Абеляру, насильственно оскопив его. Элоиза ушла в монастырь, Абеляр тоже, и с тех пор они обменивались только письмами.
Абеляр
Роман написан в эпистолярном жанре, что делает читателей соучастниками душевной жизни героев, позволяет следить за малейшими оттенками их чувств, вместе с
Влюбленные соединяются лишь после того, как Ю. убеждает Сен-Пре в том, что родители дадут согласие на брак. Защищая свое чувство, Ю. прибегает к притворству, расчету, лжи и не чувствует за собой никакой вины: к мерам насилия прибегают и ее родители. Цивилизация порочна, дурное общество искажает человеческую натуру — таково мнение Руссо. Вопреки ожиданиям Ю. отец отдает ее руку страстно влюбленному в нее Вольмару, немолодому человеку, который из-за политической неблагонадежности утратил состояние и владеет лишь небольшим поместьем Кларан в Швейцарии.
В Кларане благодаря патриархальным отношениям между хозяином и работниками царит идиллия: землевладелец избегает роскоши, крестьяне и слуги благоденствуют. Ю. покоряется воле отца, рассчитывая на любовь втроем, дозволенную лицемерной моралью общества. Вольмар, зная об отношениях Ю. и Сен-Пре, не препятствует приезду учителя в Кларан. Однако выясняется, что лишь стеснение свободы толкало Ю. на дурные поступки. «Естественные условия», в которых живут теперь супруги, укрепляют в ней чувство долга, которое заложено в человеческой натуре. Чары сердца, «обольщенного желанием», уступают место «чарам добродетели», вне которой нет счастья для честного человека.
Ю. находит в себе силы превозмочь страсть к Сен-Пре и вскоре сама удивляется своей готовности «предаться греху» и тому, что мысль «об оскорблении брачного ложа» у них обоих не вызывала отвращения. Теперь она понимает, что порочное общество словно бы подменило их благородные натуры. Ю. становится рачительной хозяйкой Кларана, внимательной женой, преданной и любящей матерью.
Своими письмами она поддерживает не слишком стойкого в житейских бурях, впечатлительного Сен-Пре. Ю. по-настоящему религиозна, что не мешает ей любить литературу, поэзию, театр. Ее письма изобилуют экономическими, педагогическими, религиозными и эстетическими рассуждениями. Она дает советы своему бывшему возлюбленному, стремится устроить его личную жизнь. Однажды на прогулке ее младший сын Марселин падает в озеро.
Самоотверженная мать бросается в воду и спасает сына. Однако пережитое потрясение не проходит даром. Ю. тяжело заболевает и вскоре умирает, оставив безутешного вдовца с тремя детьми.
Лирический роман Руссо положил начало сентиментализму — течению, которое объявило главным в человеческой природе чувство. Гармонии личности и общества можно достигнуть, по мнению сентименталистов, путем высвобождения «естественных» чувств и их усовершенствования.