Я не волшебник, я только учусь

Психотерапевтом работать очень легко.

Когда пациент спрашивает вас:

«Что мне делать?» — вы отвечаете ему:

«И что же вам делать?»

Реплика психотерапевта из к/ф «Окончательный анализ»

Уважаемые коллеги, друзья!

Психология в нашей стране наука молодая и еще развивающаяся, для многих не совсем понятная. Неправильное представление и психологическая неграмотность многих педагогов и родителей о психологической помощи побудили меня написать эту статью. Многие считают психологов «волшебниками», у которых

есть советы на все случаи жизни и рецепты от всех проблем. Люди надеются на чудо.

Наверное, так происходит потому, что мы живем в сложный «переломный» период, период бесконечных стрессов, материальных и социальных трудностей. Старые общественные ценности и устои разрушены, а новых, увы, нет. Народ в растерянности и готов со своими проблемами идти к гадалкам, шаманам и не готов, а может и не имеет времени, возможности на осознание своих истинных потребностей, свое самосовершенствование и саморазвитие, поиск смысла жизни.

Очень часто ко мне обращаются с запросом, суть которого — желание изменить человека:

неудобного ученика или члена семьи, близкого человека . Запрос звучит примерно так: «Помогите сделать его хорошим , и все остальные проблемы разрешатся сами собой» или звучит требование: «Я приведу его к вам, и вы повлияйте на него так-то и так-то. Сделаете с ним что-нибудь». В практике любого консультирующего психолога такие запросы нередки и заведомо невыполнимы, но перед психологом находиться человек, которому действительно нужна помощь.

Давайте попробуем разобраться в этой проблеме, что же с этим делать и на какую помощь следует рассчитывать в данном случае.

Рассмотрим несколько вариантов.

1. Начнем с того, что менять человека против его воли — это насилие, это манипулирование близким человеком. Дело это заранее провальное, поскольку никто не станет меняться против своей воли, разве только под воздействием жестокого насилия.

2. Перейти от позиции «изменить другого» к позиции «изменить себя». Менять себя вообще тяжело. Это подразумевает — осознать свое поведение, менять свои требования, свои реакции на поведение других домочадцев; стать более терпимым, стремиться к пониманию и иметь меньше желания властвовать, контролировать, доминировать — к этому человек не всегда может быть готов.

Да и учителям в силу их Профессии сделать это трудно и сложно.

3. Выбрать направление для решения проблемы, помочь разобраться в отношениях, а так же обратить внимание на роль самого консультирующегося в возникновении и развитии сложившихся отношений — вполне посильная задача для психолога. Но тогда и запрос, обратившегося человека за помощью, согласитесь, звучит по-другому.

Возникает проблема в формулировании жалобы, с которой Вы идете к психологу. Ниже приведен алгоритм хорошо сформулированной «вежливой» просьбы:

1. А кому это надо? — здесь необходимо четко озвучить источник просьбы. Например, » Я хочу……… от кого?».

2. От кого «это» хотим? — Наши «хотелки» подразумевают конкретного исполнителя.

3. Что имеется в виду? — Точное описание действия. Причина обращения. Цель действия.

4. Когда? — То есть срок исполнения действия.

5. Что хочешь в результате увидеть, услышать, почувствовать?

Например, » Я хочу, чтобы Вы провели до конца текущей недели психологическое обследование познавательной сферы Вити Иванова из 6-А класса. Причина жалобы — плохая успеваемость по всем предметам. Цель — выяснить причины хронической неуспеваемости.

В результате хотела бы получить рекомендации психолога по индивидуальному подходу в обучении и воспитании ученика.

Психолог не воспитывает учеников вместо их родителей и учителей. Психолог, прежде всего, адвокат ребенка в школе. С «вежливой» просьбой Вы можете обратиться не только к психологу, Вы можете обращаться к кому угодно. Особенно хорошо «вежливая» просьба работает с подростками, которые стремятся сделать все по-своему и не терпят немедленного исполнения родительских «хотелок».

Но здесь причина и цель действия может и не указываться.

Еще примеры: » Я хочу, чтоб ты убрал комнату к 17.00 вечера». С последующим применением санкций при необходимости: » Сын, я хочу, что бы ты мыл свою обувь каждый день, до 18.00 — обувь должна быть вымыта. Вернусь с работы, проверю.

Если обувь будет грязной к моему приходу, то….. «.

Дорогой читатель, вернемся к разъяснению о том, на что может рассчитывать, обратившийся за помощью к психологу. Очень хочется в связи с этим процитировать Юлию Алешину и Л. Я. Гозмана: «Мы — психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть их собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение.

Анонимность гарантируем».

С уважением Крыхтина Наталья, практический психолог, арт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Я не волшебник, я только учусь