«Когда волнуется желтеющая нива» анализ стихотворения Лермонтова
История создания
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта» и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провел в тюрьме. У поэта не было ни пера, ни бумаги.
Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля на обертке, в которую была завернута его еда, приносимая слугой.
Литературное направление, жанр
«Когда волнуется желтеющая нива» с первого взгляда можно
В ней идея стихотворения, природа — только толчок к философским размышлениям. Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.
Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен. Первые три строфы, начинающиеся союзом «когда» — сами по себе сложные предложения или простое предложение, осложненное причастным оборотом и многочисленными однородными членами . Все три строфы описывают природу по-разному.
В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива , лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы — крошечный ландыш. Третья строфа динамична.
В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа — это только повод для дальнейших размышлений.
Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой дает человеку счастье и приближает его к Богу. Но еще глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения.
Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она дает возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Все стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй — наклоняется, в третьей — уносится вместе с ключом в далекий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное — в небеса.
Последняя укороченная строка четырехстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.
Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрестную рифмовку, а четвертая — кольцевую. Во всем стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.
Тропы и образы
Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зеленый листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.
Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.
Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студеный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.
В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.
В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.
В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм . Создается образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.