Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»

Человек и случай

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящен повести А. С. Пушкина » Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель?

Тема урока. «Человек и судьба» . Задаем вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями «вопрос» и «проблема», определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся

выходят на формулирование проблемы: «От чего зависит жизнь человека?»

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчеркивают в нем те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы . Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чем она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное

отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчетливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение , делает ставку на «расчет, умеренность и трудолюбие» ; с другой стороны, «сильные страсти и огненное воображение» — это также черты его натуры , именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трех карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нем: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Случайно узнав о тайне трех карт, он решает любыми способами выяснить ее у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной ее смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния.

Германн боится, «что мертвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь».

Германн начинает карточную игру, потому что он все рассчитал: «мистические тройка, семерка, туз» наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры — и он обдернулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна — обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может «расчетом, умеренностью и трудолюбием» или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и легкий путь — игру.

Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трех карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдернулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие — это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба — ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай — то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнает о трех картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности.

Последняя случайность становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и Судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра — как социальная модель. Борьба двух противников: понтер-банкомет, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет ее, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим все же является выбор человека. «Образ жизни» способен «развить, усилить или задушить природные человеческие качества».

Домашнее задание. Сопоставить поэму А. С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя.

Рефлексия .

— Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

— Как вы ее решили для себя?

— Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»