Нора — характеристика персонажа
Произведение: Кукольный дом
НОРА — героиня пьесы Х. Ибсена «Кукольный дом» , молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке . С другой стороны, Н. поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании. Художественная сила образа состоит в том, что, оказавшись в ситуации «социальной героини», Н. решительно не вписывается
Она, например, не лишает себя удовольствия подразнивать влюбленного в нее доктора Ранка. Но особенность Н. как героини в том, что в отличие, скажем, от Гедды Габаер она прямо на глазах у зрителя меняется и раскрывается с неожиданной стороны. Когда-то она имела мужество пойти на преступление во имя близких и многие годы жила памятью о своем проступке, выплачивая тайно от мужа сумму долга. Но с появлением традиционного для Ибсена рокового персонажа, «человека со стороны»
Ее суть определится постепенно и станет явной, когда рассеются ее надежды на то, что, узнав однажды обо всем, Хельмер станет гордиться ею. Н. понимает, что переменилась, и больше не может играть роль счастливой, немного легкомысленной хозяйки «кукольного дома». Это немедленно отдаляет от нее не только мужа, но и детей. Конечно, драма Н. коснулась и Хельмера, человека по-своему, может быть, порядочного, но искренне не готового понять ее поступок. Н. женственна и хрупка внешне; культивируемый мужем образ куколки-белочки, маленькой мотовки — это скорее невольное подыгрывание с ее стороны.
В сущности она прежде всего человек, ориентированный нравственно. Когда же оказалось, что ее представления о жизни наивны, детски и неправильны, она осмеливается сделать честный и правдивый вывод о самой себе: она не имеет права быть ни женой, ни матерью. Она вообще еще только «начинает быть».
И поэтому Н. уходит. Если ее уход из семьи — не истерика, а Н. как раз уравновешенный, быстро и четко действующий человек, то она не вернется. Новая Н. этой семьи — и не только мужа, но и детей — не знает. Конечно, для современников Ибсена такой финал был невозможен. Автор даже придумал другую мелодраматическую развязку: Н. не уходит, а в последний момент останавливается, как бы передумав.
Ничего более неестественного, разрушительного для такой героини быть не может. Однако «плохой» конец не устраивал не только современников Ибсена. До сих пор в театрах его домысливают подчас как «благополучный»: Н. все же в последний момент не решается уйти от детей и «исправившегося» мужа.
Интересное продолжение сюжета предложил современный датский драматург Эрнст Бруун Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» : героиня оказалась на «дне» общества, но, будучи вполне состоятельной и свободной, она живет вместе с ворами и проститутками, честно трудясь на фабрике. Хельмер пытается ее вернуть. Среди знаменитых актрис, сыгравших Н. на сцене, — Г. Режан, С. Бернар , Э. Дузе. Событием театральной жизни России стало создание образа Норы В. Ф. Комиссаржевской .