«Не пой, красавица, при мне» анализ стихотворения Пушкина

Краткая история создания

Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом. В это время поэт жил в Москве. Однажды, находясь в гостях, он услышал грузинскую песню, которую исполняла Анна Оленина. Пушкин вспомнил далекое время своего первого путешествия по Кавказу. Вспомнил горы, море, степь, кавказскую ночь и девушку, когда-то очень нравившуюся ему.

Под влиянием воспоминаний, музыки, личных переживаний и проблем перо поэта легко и быстро начертало удивительно чистое и нежное стихотворение, которое впоследствии стало романсом.

Тема
и основной смысл стихотворения

В стихотворении поэт затрагивает тему памяти. Ушедшей давно, но появившейся вновь. Услышав грузинскую мелодию, Александр Сергеевич вновь возвращает память в то время, где он был по-своему счастлив: восторжен и наполнен надеждой и юношеской мечтой. Читателю между строк преподается урок внимательного и бережного отношения к ушедшему времени. Противоречивость воспоминаний проходит через стихотворение очень полно.

С одной стороны, Пушкин не хочет, чтобы при нем пели песни, от которых волнуется душа. А с другой, ему сладостны звуки милого и такого давнего прошлого. Стихотворение

воспитывает в читателе глубокое уважение к тому, что ушло, но осталось жить в уголках памяти.

Тематику стихотворения можно назвать любовно-философской.

Сюжет стихотворения

Сюжет прост и слегка загадочен. В нем есть событийные образы. Есть место, где исполняется песня. Есть человек, к которому обращаются с просьбой. Автор просит красавицу не исполнять грузинские песни.

Их он называет жестокими. Поэт аргументирует свое желание тем, что музыка неоднозначно будоражит в нем забытые воспоминания о Кавказе. Мы узнаем о какой-то о бедной, роковой деве. Почему она бедная? Почему роковая?

Что с ней случилось в ту далекую пору? Какое место возле нее занимал поэт? Читатель может только догадываться об истинном положении вещей.

Есть в «Не пой, красавица, при мне» и образы чувств: сожаление, нежность, тоска, печаль, любовь.

Композиция стихотворения

Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишием. Этот композиционный прием подчеркивает глубину сердечных переживаний автора. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Ударение падает на четные слоги.

Рифма перекрестная. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки. Женская рифма чередуется с мужской .

Употребление тропов

Изящность стихотворению придают тропы:

    Эпитеты ; оксюморон ; синекдоха .
Образ лирического героя

Лирический герой — конкретный человечеческий образ. О нем мы можем сказать следующее: влюбленный мужчина с романтической, пылкой душой, наделенной воображением и душевностью. И это может быть не обязательно сам Пушкин.

Любой молодой человек может испытать такие же чувства. Образ лирического героя — собирательный, хотя и имеет в стихотворении личностный оттенок. Есть в стихотворении и лирические «героини» — девушка из прошлого, и девушка, исполняющая песню.

По всему стихотворению красной нитью проходят образы природы, любви, тоски, грусти и сожаления.

Род и жанр стихотворения

Относится к одному из трех родов литературных произведений — лирике. Жанровой его особенностью является то, что его можно отнести и к посланию , и к элегии , и к романсу .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Не пой, красавица, при мне» анализ стихотворения Пушкина