Красная Шапочка — характеристика персонажа
Произведение: Красная Шапочка
КРАСНАЯ ШАПОЧКА — героиня сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» из сборника «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с нравоучениями» . Ключ к образу К. Ш. дан самим Перро, автором диалогов «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук»: его сказки имеют прекрасные образцы в «премудром и преученом мире древности». Если сами сказки — удар по античному «парнассизму» Буало, то прототип К. Ш. при ее подчеркнутой исключительности следует искать среди небожителей,
У Фаэтона и К. Ш. лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В сказках не бывает случайных слов: К. Ш. встречается одержимый желанием съесть ее Волк, именуемый кумом. Это значит, что между персонажами существуют родственные отношения. Если продолжать параллель, то в образе Волка персонифицированы
К. Ш. как героиня взрослой сказки, пронизанной «галантными» интонациями той литературной эпохи, становится объектом авторской морали, обращенной к девицам, решившимся разделить с Волком ложе. Менее всего желая «разгула мезальянса» , Перро лишь повиновался традиции родственных союзов меж божествами. Современная интерпретация образов К. Ш. и Волка, модифицированных в Солнце и Крокодила, усматривается в сказке К. И. Чуковского «Краденое солнце», одновременно заставляя искать истоки сюжета о К. Ш. в древней космогонической концепции противостояния богини неба и божества подземных вод.
В то же время принципиальное изменение сюжета и трансформация облика персонажей в либретто С. С. Прокофьева к симфонической сказке «Петя и Волк», мультипликационном фильме «Петя и Красная Шапочка» разрушает смысловую иерархию сказки ради утверждения культа положительного героя. «Миф наизнанку» теряет свои древние корни, и сказка в своей однозначности не взывает, как надеялся Перро, к широте ума читателя.