Конспект урока для 1 класса «Осень — какая она?»
Муниципальное образовательное учреждение
Детский сад №289
Красноармейского района города Волгограда
Конспект урока для 1 класса » Осень — какая она?»
Музыкальный руководитель
Чайка Ирина Геннадьевна
Г. Волгоград
Программное содержание.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным
Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Передавать впечатления об осени в рисунке, развивать фантазию, творческие способности, использовать различные средства изобразительности.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях, имеющих близкие названия. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Создавать собственные танцевальные
Обогащать словарный запас детей.
Подготовительная работа.
Наблюдения за осенними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени. Беседа об услышанном.
Чтение стихов об осени, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихов, песен и пословиц об осени.
Репродукции картин: Л. Бродская «Осенние поля»; Л. В. Туржанский «Золотая осень»; И. Левитан «Золотая осень»; И. Остроухов «Золотая осень»; М. Башкирцева «Осень»; Е. Волков «Октябрь».
Материал. Бумага разного формата и разного цвета, предварительно затонированная детьми, краски, гуашь.
Интеграция образовательных областей:
Социализация,
Познание,
Коммуникация,
Чтение художественной литературы,
Художественное творчество,
Музыка.
Воспитатель. Ребята, оглянитесь по сторонам. Какое время года изображено на картинах? . В каком жанре живописи созданы эти картины? . Да, это осенние пейзажи.
А вы знаете пословицы об осени?
Дети.
Осенняя пора — птицы со двора.
Осень — перемен восемь.
Лето со снопами — осень с пирогами.
Осень идет, дождь за собой ведет.
Ноябрь — ворота зимы.
Плачет октябрь холодными слезами.
Раздается стук в дверь.
Музыкальный руководитель. Кто там?
Входит Почтальон Печкин.
Печкин. Это я, почтальон Печкин. Это д/с № 289?
Подготовительная группа? . Я принес письмо для ваших ребят.
Воспитатель .
Здравствуйте, ребята! Мы живем на острове Чунга-Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели осени. Какая она, осень?
Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга-Чанга.
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга-Чанга узнать, что такое осень и какая она бывает? Мы расскажем об осени в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлем жителям острова.
Договорились?
Давайте поговорим об осени.
Назовите осенние месяцы.
Вам нравится осень? Почему?
Все осенние дни похожи один на другой?
Даже в течение одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает осенью?
Поэты, художники, композиторы передают настроение осени в красках, в музыке, в стихах.
Воспитатель. Давайте рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал Художник Л. В. Туржанский. Что изображено на картине?
Какая картина по настроению? . Какие цвета красок использует художник? . Это холодные или теплые тона красок? . Давайте представим, что мы попали с вами в этот лес. Какое у вас настроение? .
Что вам хочется сделать, находясь в этом лесу? .
Послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
C холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат
Листья ногой загребать!…
Музыкальный руководитель.
Мы с вами прослушали музыкальное произведение. Как называется это произведение? Какой композитор его написал?
.
Какую осень вы представляете, слушая это произведение? .
Какая музыка по характеру? .
Да, музыка звучит легко, отрывисто. Кажется, что осенние листики легко парят в воздухе. Вы слышите, как нежно звучат скрипки?
А сейчас представьте, пожалуйста, что вы маленькие птички.
Проводится Упражнение на релаксацию всего организма «Птички».
Вы летаете по осеннему лесу и любуетесь его красотой. Вот вы присели на макушку высокой липы и почувствовали дуновение теплого ветерка. С его порывом вы понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь.
А теперь приземляйтесь на стульчики, который будут самым уютным гнездышком на лесной полянке.
Воспитатель.
Сейчас мы с вами опять попадем в лес. .
Какое сейчас у вас настроение? Что вам хочется сделать?
Посмотрите на картину художника М. Башкирцевой «Осень». Какая осень изображена на этой картине? Какие цвета красок использует художник?
Это холодные или теплые тона?
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Музыкальный руководитель.
Когда вы смотрели на картину, звучала музыка. Кто написал это музыкальное произведение и как оно называется?
Как вы думаете, это произведение передает настроение картины М. Башкирцевой «Осень»?
Музыка такая же унылая, грустная, печальная.
А кто из вас знает стихотворение, передающее образы этих произведений?
Попробуйте в движении, в пластике передать грустное, печальное настроение.
Воспитатель.
А теперь предлагаю вам нарисовать свою картину осени.
Проводится Упражнение на релаксацию мышц рук «Лимон»
Опустить руки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю —
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Музыкальный руководитель.
Пока подсыхают ваши работы, давайте споем песню об осени.
А теперь, когда высохли ваши рисунки, мы их вложим в конверт и отправим жителям острова Чунга-Чанга.
Дети вкладывают работы в конверт и уходят в группу.
Используемые материалы:
Родные поэты. — М., «Детская литература», 1987;
Журнал «Музыкальный руководитель» №7.08.