Что такое красота и почему ее обожествляют люди
Порой мы слышим о том, что красота — это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов; что никто не может устоять перед ее загадочным притяжением. Вслед за Ф. Достоевским произносим мы: «Красота спасет мир». Так сделать ли нам красоту всеобщей истинной религией?
Но стоит поразмыслить, и мы приходим к убеждению, что подобная религия невозможна. Как раз-таки по той простой причине, что представления о красоте менялись не только по эпохам, но и странам и континентам. Когда мы, пораженные
Ведь когда мы включаем магнитофонную кассету с современными молодежными песнями, то слышим из уст своих бабушек и дедушек примерно следующее: «Тьфу! Чертовщина какая-то!»
И это реакция людей, с которыми нас разделяет всего лишь одно поколение — наших родителей. Что же тогда говорить о представлениях о красоте, которые существовали в разные эпохи?
Например, на
Существовало ли в те времена представление о женской красоте? Если да, то культ женской красоты заключался в способности женщины соответствовать плодородной земле. Об этом говорят и тучные формы древних женщин на наскальных рисунках, и статуэтки с их изображением.
Представления о совершенной красоте, которая близка даже нашему времени, возникают в античности. Гармония, пропорции, правильные линии мужских и женских силуэтов. Но все это красота, воспринимаемая зрительно. Мне же куда более совершенной представляется красота, запечатленная в слове. Она не может оставить равнодушным, не может не поразить мысль и воображение.
Я имею в виду певца Гомера, который в своей бессмертной «Илиаде» дает, на мой взгляд, гениальное описание женской красоты Елены Прекрасной. Он не говорит, какого роста была Елена, какие у нее были волосы, глаза, губы, улыбка или что-то еще. Гомер устами мудрых старцев говорит, что это была красота, достойная изнурительной десятилетней войны.
Идеал красоты, близкий античному, возникает в эпоху Возрождения. В это время в мужчине и женщине снова начинают ценить цветущую силу, которая воспринимается важнейшей предпосылкой творческой мощи. Совершенная красота эпохи Возрождения предполагала категорическое устранение из мужского образа женственности, а из женского образа — мужественности.
Мужчина считался красивым, если в нем были развиты признаки, которые характеризовали его половую активность: сила и энергия.
Совершенную красоту имели те женщины, которые обладали данными, необходимыми для выполнения роли материнства. В противоположность Средневековью, предпочитавшему женщину с узкими бедрами и стройной талией, в женщине стали ценить широкие бедра, крепкую талию, толстые ягодицы и пышную грудь.
Но вот наступил век Просвещения, и вместе с ним возникли новые представления о красоте. Сила и мощь стали восприниматься эстетически безобразными, потому что физический труд стал позором. Идеалом красоты становится человек изнеженный, праздный.
Восхищение вызывают женщины, обладающие болезненной бледностью, маленькой ножкой, узкими кистями, стройным тонким станом.
Очередная смена эпох произвела перемену и в представлениях о красоте. Наступил буржуазный век, который идеалом красоты провозгласил ясный, энергичный взгляд, прямую напряженную осанку, жесты и выражения, исполненные силы воли, руки, способные не только хватать, но и удерживать захваченное, ноги, энергично ступающие и твердо стоящие на завоеванной позиции. Эти качества одинаково ценились как в мужчине, так и в женщине.
Однако буржуазный век привнес в идеал красоты красоту душевную.
Размышляя о красоте человеческой души, русский поэт Н. Заболоцкий писал:
… что есть красотаИ почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Взгляд на представления о красоте сквозь эпохи позволяет заключить, что красота — относительное понятие. В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» .