«Арион» анализ стихотворения Александра Пушкина
Связь русского поэта Александра Сергеевича Пушкина с декабристами для представителей царской России первой трети XIX века была настолько очевидна, что его не раз вызывали на допросы по этому делу. И хотя никаких документальных свидетельств участия поэта в подготовке Декабрьского восстания не было, он считался слишком неблагонадежным.
В таких условиях бывшему лицеисту стоило бы стать более сдержанным в выражении своих взглядов. Однако Пушкин как будто нарочно в 1827 году пишет стихотворение «Арион» , в котором говорит о неизменности
Впервые стихотворение было напечатано, но без подписи, в «Литературной газете» под редакцией лицейского друга — поэта А. Дельвига. В основу была положена древнегреческая легенда о певце Арионе, который, заработав богатство в Италии, возвращался домой, но жадные купцы задумали убить его и забрать деньги себе. Арион попросил позволения у своих палачей перед смертью спеть, а потом, как был в наряде певца, бросился в море, где его спас дельфин, очарованный пением Ариона, а купцы были после наказаны за свое злодеяние.
Пушкин изменил легенду: рядом с Арионом не враждебные корабельщики,
Морское плавание Ариона в произведении описано очень кратко, но точно. Это выражено с помощью ярких деталей: «парус напрягали», «грузный челн», другие «упирали в глубь мощны веслы». Но эти внешние детали имеют иносказательный смысл: мифологический сюжет приобретает современное звучание. Дело в том, что произведение было написано Пушкиным через год после казни декабристов.
Поэт, вспоминая о своей вольнолюбивой молодости, использует такие строки: «А я — беспечной веры полн…» Они как нельзя лучше передают состояние самого Пушкина, с восторгом разделявшего в свое время идеалы декабристов и воспевавшего свободу.
Однако вторая часть произведения явственно рисует вторжение новой силы — грозы, во время которой «погиб и кормщик и пловец». Поэт открыто намекает на поражение декабристов от «грозы» самодержавия. То, что уцелел лишь «таинственный певец», идет вразрез с первоисточником: ведь в мифе выжили все, но жадные корабельщики получили заслуженное наказание.
Декабристы, по мнению поэта, свое наказание не заслужили. Их постигла более суровая участь: кого-то казнили, а кто-то не вернулся из сибирской ссылки.
Миф об Арионе у Геродота содержит мысль о спасительной силе искусства, ведь дельфин спас героя именно после того, как услышал его пение. У Пушкина спасение певца не чудо, а естественное доверие к миру. Певец, полный «беспечной веры», доверчив, а значит, свободен, и «вихорь шумный» его не губит.
Неслучайно в черновике поэт сначала писал: «Гимн избавления пою». Однако впоследствии он уберет эту нотку благодарения за свое случайное спасение. Он оставит такой вариант: «Я гимны прежние пою».
Это и верность пловцам-декабристам, и вера в справедливость мирового устройства.
Верность «прежним гимнам» прозвучит еще во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Например, он хотел напечатать свое «Путешествие в Арзрум», пестревшее именами декабристов, в альманахе, который собирался назвать так же, как и стихотворение, — «Арион». В 1827 году было начато расследование по поводу создания стихотворения «Андрей Шенье».
И хотя оно было написано еще в 1825 году, во времена ссылки в Михайловское, в нем цензоры усмотрели отклик на события 14 декабря 1825 года. Все эти дела были прекращены после объяснений поэта, но за ним был установлен негласный полицейский надзор.