В чем сходства и различия Онегина и Печорина

«Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова являются основными произведениями в творчестве каждого из этих великих русских писателей. Оба автора ставили перед собой задачу передать портрет героя как образ современного человека с его характерными чертами. Пушкин и Лермонтов изобразили героев примерно одного времени, периода, исторически чрезвычайно важного для России. Интересно, что в начале этих романов герои являются совершенно разными, но как схожи их образы становятся в конце произведений! Онегин — петербуржский

повеса, получивший традиционное воспитание и поверхностное образование: Он по-французски совершенно Мог изьясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно Чего ж вам больше?

Свет решил, Что он умен и очень мил, — Печорин же говорит о себе в своем дневнике, поверяя ему самые сокровенные тайны: «С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились». В этом монологе чувствуется некоторая картинность, однако Печорин совершенно искренен. Эта исповедь является попыткой объяснить окружающим свой характер, сделать шаг навстречу

людям.

Онегин же совсем иной. Привычный к жизни в свете, знающий его законы, он понимает, что чувства здесь неуместны. Это театр, в котором каждый играет свою роль, и Онегин знает законы этого маскарада. Его «науки страсти нежной» вполне хватает для того, чтобы блистать, быть желанным гостем в светском обществе, однако эта суета, «постылой жизни мишура» убивает душу героя. Онегин пытается найти себе занятие: Онегин дома заперся, Зевая за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его… — а затем: Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книгу ставил полку, Читал, читал, а все без толку… — Но тщетно.

Печорин же страстно стремится вырваться из того жизненного круга, в котором он принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на Кавказе, на «краю земли». Здесь он еще не устал от жизни, стремится найти свое счастье, всем интересуется, влюбляется, общается с людьми.

Он во все вмешивается, даже называет сам себя «камнем, брошенным в гладкий источник», тревожащим спокойствие в какой бы круг он ни влился. А вот Онегина довольно трудно представить в подобной ситуации: изначальное безразличие, равнодушие к окружающим является причиной полного отсутствия любопытства. В деревне он всячески старается отгородить себя от соседей. Пушкин, прекрасно понимая тип своего героя, оценивает его так: Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя…

Сноснее многих был Евгений; Хоть он людей, конечно, знал И вообще их презирал… Случайно сблизившись на почве общих интересов с Ленским, Онегин не пытается завести других знакомых. Он слишком умен, интеллигентен, чтобы слушать их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне.» Почти такое же отношение к дружбе мы видим и у Печорина: «Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…». Общаясь с Вернером, Печорин скорее говорит сам с собой, чем с доктором; они сблизились на основе общего для обоих скептицизма и неприятия окружающего их общества.

Сам Печорин говорит: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Но вернемся к Онегину. Этот герой, хотя и всей душой презирает людей, вынужден однако считаться с их мнением.

По этому глупому противоречию он убивает единственного приятеля, единственного человека, с которым делил деревенский досуг. Быть может, из-за этого Онегин потерял навсегда возможность быть счастливым. А Печорин, боящийся взять на себя какие-либо обязательства, хочет получать, при этом ничего не давая взамен, в жизни же так не бывает. Он мучает Веру, мучает себя самого и плачет как ребенок, когда, потеряв ее, осознает, что по-настоящему любил лишь ее одну. Похожее происходит и с Онегиным.

Когда любовь Татьяны «была так возможна» он отказывается от нее, не придавая ее влюбленности никакого значения. Но, увидев Татьяну на балу, блистающую в светском обществе, замужем за князем, Онегин вдруг вспыхивает любовной страстью к Татьяне, стремится возродить из пепла ее былую любовь к нему, но… Жизнь не дает ему второго шанса, убеждая героя в недосягаемости счастья.

Онегин и Печорин близки друг другу тем, что оба, разочаровавшись в жизни, безрадостно ожидают ее конца. Вся трагичность, горестность их положения в фразе Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое… Но я не угадал этого назначения…

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». Под этими строками мог бы вполне подписаться и Онегин. Совершенно разные герои, пришли в конце концов к одному итогу: им суждено было дополнить своими судьбами галерею «лишних людей» в истории русской литературы XIX века.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: В чем сходства и различия Онегина и Печорина