В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»?
Поэма Александра Блока «Двенадцать» — самое важное и самое бессмертное творение поэта. Оно подводит итог безумному увлечению русской интеллигенции идеей революции. Произведение бессмертно еще и потому, что является настоящим художественным шедевром. Его появление в печати в 1918 году произвело впечатление на читателей, прежде всего, своей необычностью. «Необычное явление, — удивлялся известный ученый Б. Эйхенбаум, — Блок, тихий поэт «лиры», пишет громкую, кричащую и гудящую поэму «Двенадцать», в которой учится у Маяковского».
По
Вообще, слово «двенадцать» впервые встречается в начальных строках второй главки поэмы: Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Сразу перед нами возникает слитный образ.
Мы понимаем, что эти люди — главные герои поэмы. Они проходят сквозь всю ткань повествования. Мотив движения — главный мотив «Двенадцати». Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик «влит» в повествование, его голос — такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы.
Многоголосие «Двенадцати» — это воспроизведение многоголосия «переворотившейся» эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей «судьбы» двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.
Но встает вопрос: кто эти двенадцать человек? Если рассматривать их в двух планах поэмы, то, с одной стороны, они простые красноармейцы. Но, с другой стороны, образ Иисуса в конец поэмы заставляет нас думать о других двенадцати — о двенадцати апостолах. И даже имена героев — Андрюха, Петруха — относят нас к библейским апостолам Андрею и Петру. То есть герои поэмы выступают одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира.
Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает именно благодаря числу двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу — носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: «писатель, вития», «барыня в каракуле», «невеселый товарищ поп». Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон.
Герои — представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к «верхам». «Святая злоба» владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок, в то же время, как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения.
Среди двенадцати только Петруха и Андрюха названы по имени, остальные десять даны в виде нерасчленимого образа движущейся массы. Какова же цель этого движения? Каков исход? Главный вопрос поэмы: «Что впереди?» для Блока был ясен. Поэт внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев: …Так идут державным шагом, Позади — голодный пес, ……
В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. Таким образом, мы можем сделать вывод, что символичное название поэмы Блока следует понимать двояко. Двенадцать у поэта — это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества.