Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н. А. Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной.
Автор дает довольно подробное описание этого персонажа: Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми, Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие,
Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома. Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.
Трудно приходилось героине в новой семье: Семья была большущая, Сварливая… попала я С девичьей холи
Она повествует о гибели своего младшего ребенка. Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия.
Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери: Металась и кричала я: — Злодеи! Палачи! Падите мои слезоньки Не на землю, ни на воду, Не на господень храм! Падите прямо на сердце Злодею моему! Но никто не считается с болью матери.
Становой даже велит связать ее. В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»: Волчица так ли жалобно Глядела, выла… Матушка! Я бросил ей овцу! Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать — «бабу дерзкую».
В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе: Я пошла на речку быструю, Избрала я место тихое У ракитова куста. Села я на серый камушек, Подперла рукой головушку, Зарыдала, сирота.
Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил.
Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе. После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых: Не дело — между бабами Счастливую искать!
Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа.
Матрена Тимофеевна, по моему мнению, — обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа. Я думаю, что Некрасов — удивительный поэт, прекрасно чувствующий боль и страдания целого класса, с которым в те времена никто не стремился считаться, не хотел понять и помочь.