Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило»
В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем. Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение «Погасло дневное светило…» По форме данное стихотворение — элегия.
Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет
Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях. Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.
Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и
Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило». В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически — романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости.
Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг — как делает это лирический герой стихотворения.
Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно. Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы «ветрила» и «океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.
Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия. Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры , эпитеты , олицетворения . Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек — как часть мудрой и справедливой природы.
Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства — неотъемлемая часть жизни.