Сочинение на тему Жанр баллады в творчестве Лермонтова

-4 Свое дальнейшее развитие у Лермонтова получают и стихотворения, которые Белинский называл «субъективными». К ним относятся «Когда волнуется желтеющая нива: » 1837, «Молитва» 1837, «Молитва» 1839, «Есть речи — значенье: » 1840, «Ребенку» 1840, «Выхожу один я на дорогу: » 1841. Бытовавшее в дореволюционном литературоведении мнение о вызревании в лирике Лермонтова отказа от его мятежного неприятия существующей действительности чаще всего аргументировалось ссылками на эти стихотворения. Однако, к примеру, «Когда волнуется

желтеющая нива: » только на первый взгляд представляется выражением «примиренности» поэта.

В стихотворении запечатлены лишь редкие мгновения слияния поэта с природой, на время «смиряющие» его неизбывную «души’ тревогу», порождаемую неустроенностью мира, трагическим разладом с ним, постоянством сомнений в возможности существования «счастья на земле». Не о «примирении» свидетельствуют и такие поздние стихи, как «И скучно и грустно», «Отчего», «Благодарность» 1840, «Прощай, немытая Россия: » 1841.’ 8 «Благодарности» мятежный «ропот» поэта достигает высот богоборческого

протеста. А отправляясь в очередную ссылку на Кавказ, Лермонтов в стихотворении «Прощай, немытая Россия: » не менее дерзко обращается и к земным владыкам, отвергая весь современный общественный уклад, создавший из его родины «страну рабов, страну господ».

После «Смерти Поэта» это самая сильная и смелая политическая инвектива, продиктованная горькой любовью к своему порабощенному народу и испепеляющей ненавистью к его поработителям.

К балладам 1837-1841 гг. примыкают стихотворения, в которых нет развернутого балладного сюжета, но переживания поэта получают такое же живописно-образное, объективно-изобразительное и в то же время иносказательное выражение.’ К ним относятся «Ветка Палестины» 1837, «Тучи» 1840, «На севере диком стоит одиноко: » 1841, «Утес» 1841, «Листок» 1841. Пейзажные образы здесь тяготеют к символико-анимистическому одухотворению, заменяя собою непосредственное изображение лирического героя и лирических персонажей. Сближение индивидуально-личностного и народного сознания в поздней лермонтовской лирике становится одной из определяющих ее особенностей, например, в «Родине».

Художественная структура «Родины» по-своему предвосхищает кинематографический монтаж общего, среднего и крупного планов. Поначалу дается широкий «общий план» родины — в ее понятийно-образном воплощении. Свое признание в любви к отчизне поэт начинает как бы «от противного», заявляя: «Люблю отчизну я, но странною любовью: » «Странность» ее прежде всего в том, что поэта оставляют равнодушным обычные атрибуты величия родины «Слава, купленная кровью: » и пр.. В лирико-эпическом жанре баллады Лермонтов имел возможность дать лирическому содержанию более объективированное воплощение в сюжетно развивающихся образах и картинах.

Однако это объективированность не тождественна реалистичности изображения. Напротив, ярко выраженный романтический характер имеет большинство последних лермонтовских баллад: «Дары Терека» 1839, «Три пальмы» 1839, «Воздушный корабль», «Тамара», «Морская царевна» 1841. Баллады поэта отличаются единством природного и человеческого мира, реального и фантастического, прямого и иносказательного, социально-психологического и нравственно-философского аспектов изображения.

От «Бородина» тянется нить к другим лермонтовским стихотворениям, затрагивающим тему человека из народа «Сосед», «Казачья колыбельная песня», «Дары Терека». Одним из самых значительных является «Завещание» «Наедине с тобою, брат: » 1840 г. Герой стихотворения, скорее всего офицер, выслужившийся из нижних чинов, прошедший суровую школу армейской кочевой жизни, кровопролитных сражений, близок одновременно и к людям из народа, и к лермонтовскому лирическому герою. Искусство поэта здесь достигает иллюзии полнейшей безыскусственности, проза сливается с поэзией, а лирический персонаж — с лирическим героем самого Лермонтова. Все они подаются в отвлеченных понятиях, воспринимаемых «рассудком», но не сердцем. А дальше следуют воспроизводимые общим планом, но уже конкретные образы-картины родины, вызывающие глубоко истинную любовь поэта «Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям: «.

Подаваемые «средним планом» поначалу безлюдные пейзажи постепенно становятся все более «очеловеченными», появляются приметы народного крестьянского быта, а под конец появляется и сам народ. В финале стихотворения изображение переходит в крупный план, в центре которого — простые мужики, показанные в один из праздничных моментов их нелегкой трудовой жизни, и самозабвенно любующийся ими поэт. «Родина» непреднамеренно, но достойно увенчала цикл зрелых стихотворений, опубликованных при жизни поэта.

Н, А. Добролюбов писал: «Лермонтов: обладал: громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». P

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сочинение на тему Жанр баллады в творчестве Лермонтова