Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

В «Очарованном страннике», как ни в одном другом произведении Лескова, высвечено затейливое мироотношение, свойственное русскому человеку. Простая речь Ивана Северьяновича Флягина скрывает могучую жизнеутверждающую натуру дерзновенного скитальца. Всю свою жизнь он самовластно испытывает свою судьбу, с Божьей помощью преодолевая свое самовластие, смиряя свою гордыню, но нисколько не теряя при этом чувство собственного достоинства, душевной широты и отзывчивости. Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора

и древней литературы, с образами искателей счастливой доли.

Поэтика произведения близка жанру древнерусской литературы — хождениям. Повествование в них велось, как правило, от первого лица и представляло монологическое неторопливое, величавое и в то же время пристрастное описание путешествия, в котором окружающее получает глубоко личное и заинтересованное суждение. Такова и необыкновенная жизнь Флягина, его скитания по русской земле. Все это удивительно соответствует его деятельному, в чем-то дерзкому и одновременно мирному и доброму характеру.

Замечателен и облик чистосердечного героя: неуемная

мощь духа, богатырское озорство, неистребимая жизненная сила, широта его души, отзывчивость к чужому горю. Лесков, однако, не идеализирует Ивана Флягина. Писатель отмечает проявления его дикости и порывы анархического своеволия и в отрочестве, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодости, когда запарывает до смерти в честном бою татарина Савакирея. От своих греховных дел герой постепенно «очищается», достигая в своем отношении к жизни истинно народной мудрости.

Есть еще одна сторона странничества Флягина — это испытание судьбы, испытание характера и испытание души — вот триединство, им преодолеваемое. Характер в тяжких испытаниях он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности, бесчестия и беспутства, нигде не отрекаясь от глубинной веры. Простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твердость и терпение составляют его неизменные черты.

Социальное бытие героя повести: крепостной, беглый, пленник, солдат, монах. В поступках Флягина проявляются такие черты его характера, как простодушие, гордость, упрямство, душевность, доброта, благородство, широта натуры, артистизм терпимость и многие другие. Автор создает сложный человеческий характер, положительный в своей основе, но далеко не однозначный.

Лесковский герой, безусловно, интересен как яркая, неповторимая личность. Значителен персонаж повести и в том, что является воплощением типичных черт, которые автор выделил в простом человеке и которые обусловлены его социальным положением. Сначала присутствующее где-то в подсознании, а затем вполне осознанное желание героя решить вопрос о смысле жизни обусловило появление в повести мотивов странничества и дороги как сюжетообразующих факторов.

Иван Флягин назван «очарованным странником». Именование героя может трактоваться многозначно. Герой повести — невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он очарован, околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой.

Вместе с тем, смысл названия определяется своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяновича, способного испытать очарование жизни, красоты и любви. Излюбленный в русской литературе мотив пути-дороги не исчерпывается вариантом «охота к перемене мест». Он исполнен глубочайшего философского смысла.

За внешней переменой мест скрывается душевная неуспокоенность, «больная совесть», жажда обретения истины и разрешения духовных задач. Жить по совести для русского человека, православного, — значит жить по Божьим заповедям. Герой повести верует и ищет. Его жизненный путь — это путь познания Бога и осознания себя в Боге.

Мотив странничества «вписывает» Флягина в русскую национальную традицию правдописания и богопознания. Суть этого процесса выявляется прежде всего в том, что присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся в итоге осознанной потребностью любить ближнего своего как самого себя. Деятельная любовь к людям и самопожертвование — определяющие черты характера Ивана Северьяновича. Именно они связывают героя с народом.

Лесков полагал, что идея деятельного добра как исполнение в повседневной жизни Божьих заповедей определяет русский национальный характер. Лесковская концепция праведничества в общем-то несложна. Праведник прежде всего — человек верующий. Праведник живет в миру, сохраняя живой дух веры.

По мнению писателя, духовная жизнь русского народа определяется христианской верой. Выделив в характере героя идею праведничества в качестве специфической черты, определяющей содержания русского национального характера, автор фиксирует и другие свойства, присущие герою как представителю своего народа: бескомпромиссность, трудолюбие, деловитость, отсутствие рисовки, патриотизм. Лесков изображает героя много пережившего, перестрадавшего и обретающего не только личный, но и огромный народно-исторический опыт в суждениях о мире.

И поэтому далеко не случайны слова Ивана Северьяновича, как бы подводящие итог его размышлениям о прожитой жизни: «Мне за народ очень помереть хочется…».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»