Развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Развитие правильного речевого дыханияДанная статья будет интересна педагогам и родителям.
Цель
— формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Задачи для реализации поставленной цели:
— расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;
— познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;
— воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;
— создать
Участники: родители, Дети.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое правильное речевое дыхание — это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального
Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.
Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха :
— «Греем ручки» ;
— «Снежинки» ;
— «Листья падают и кружатся» ;
— «Цветной фонтанчик» ;
— «Свечка» ;
— «Ветряная мельница» ;
— «Лети, лети, лепесток» и т. д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу :
— «Футбол» ;
— «Ветерок кружит листочки» ;
— «Лошадки фыркают» ;
— «Кучер останавливает лошадку» ;
— «Спутник» . Чей «спутник» поднимется выше?);
— «Буря» ;
— «Сдуй снежинку с носа» ;
— «Ураган» ;
— пускание мыльных пузырей;
— поддувание плавающих в воде бумажных корабликов;
— поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.
Вот несколько примеров:
— Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» , «Дует сильный ветер» и др.;
— Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» , «Зайка прыгает» , «Мишка топает» и т. д.;
— Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;
— Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
— Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания ребенка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца .
Играйте и развивайте с удовольствием!