РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетическое направление кружок «Юный художник» 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
Художественно-эстетическое направление
Кружок Юный Художник
3 класс
Пояснительная записка
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству Юный художник
Цель данной программы: раскрыть и развить потенциальные художественно — эстетические способности, заложенные в ребенке. Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. 2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе.
Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. 4. Воспитывать стремление
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. 6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю — 34 часа в год. Образовательный процесс включает в себя различные Методы обучения : — репродуктивный ; — иллюстративный ; — проблемный ; — эвристический . В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизация, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы. Отчет о работе проходит в форме выставок. На данном этапе важной становится цель — научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение.
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ.
1. Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть. — Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь — свободное владение ими. — Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной. — Графика.
Материалы — тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. — Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. — Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. — Композиция.
Основные правила композиции: А) объединение по однородным признакам; Б) соблюдение закона ограничения; В) основа живой и статичной композиции; Г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками; Д) подчеркивание субординации между группировками и их взаимосвязь. — Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.
Календарно-тематический план: 1. Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок — тест Впечатление о лете
Деревья
от общего к частному
Отражение в воде
Скачущая лошадь
Улицы моей деревни
2. Декоративно — прикладное искусство.
Теоретическая часть. — Декоративно — прикладное искусство — художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение. — Техника создания изделий декоративно-прикладного искусства — Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью. — Беседы по декоративно — прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
Прогнозируемые результаты.
Ознакомительный этап:
Должны знать: — названия основных и составных цветов; — понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; — изобразительные основы декоративных элементов; — материалы и технические приемы оформления; — названия инструментов, приспособлений. Должны уметь: — пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; — полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; — подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; — владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов их смешением; — моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; — пользоваться материалами.
Развивающий этап:
Должны знать: — особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; — разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; — творчество художников, связанных с изображением природы: И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, Т. А. Мавриной — Лебедевой; — основы графики; — правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне. Должны уметь: — пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; — пользоваться графическими материалами и инструментами ; — различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; — рисовать кистью элементы растительного орнамента; — выполнять орнамент в круге, овал, ленту; -проявлять творчество в создании работ.
Исследовательский этап:
Должны знать:
— разнообразие возможных выразительных средств изображения; — значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы; — различные виды декоративного творчества — основы дизайна; — творчество мастеров русского искусства: А. К. Саврасова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, К. Е. Маковского. — правила создания экспозиций, основы прикладной графики. Должны уметь: — работать в определенной цветовой гамме; — добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы; — передавать пространственные планы способом загораживания; -передавать движение фигур человека и животных; — сознательно выбирать средства выражения своего замысла; — свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера; — решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. Методическая литература 1.Герчук Ю. Я. Что такое орнамент?
Поэтический образ природы в детском рисунке
Пленэр.
Сказочная гжель.
Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.
Краткая энциклопедия дизайна
Хохломская роспись.
Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве
Основы декоративного искусства в школе
Программно — методические материалы. Изобразительное искусство
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе
Основы живописи
Основы композиции
Основы рисунка
Пейзаж: картина и действительность
Декоративно — прикладное искусство в школе
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | ||
Основы изобразительной грамоты | ||||
1 | Вводное занятие. Рисунок — тест | . | Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | |
2 | . Пленэрные зарисовки. | Акварель, гуашь. Принцип | . Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. | |
3 | Осенний натюрморт. | Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство. | ||
4 | Осенний натюрморт. | Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция. | ||
5 | Небо в искусстве. | Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. | ||
6 | Небо в искусстве. | Творческая работа — иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. | ||
7 | Монотипия. | . | Интерпретация явлений природы: акварель, тушь черная, заостренные палочки. | |
8 | . | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | ||
9 | . | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | ||
10 | . Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. | |||
Декоративно — прикладное искусство | ||||
11 | . | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приема — кистевая роспись. Беседа | . | |
12 | . | Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. | ||
13 — 14 | . | Освоение приема — кистевая роспись. Беседа о городецкой росписи. | ||
15 — 16 | Декоративная роспись подготовленной основы. Глубоковская роспись. Творческая работа. | |||
17 — 18 | . | Беседа о хохломской росписи. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. | ||
19- 20 | Откуда пришла Матрешка | Творческая работа — роспись матрешки. Техника исполнения — Полхов-майдан. | ||
21- 22 | Народные глиняные игрушки. | Роспись игрушек в традиционных техниках. . Творческая работа. | ||
23- 24 | Народные глиняные игрушки. | Роспись игрушек в традиционных техниках. . Творческая работа. | ||
25- 26 | Русское народное искусство народов Севера. | Русская народная живопись. | ||
Веселый карандаш | ||||
27 | Беседа. Строение, окраска. Птицы в покое; птицы в полете. Рисование по образцу. | |||
28 | . | Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению | ||
29 | . | Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению. | ||
30 | Беседа. Рисование рыб. Построение. Цвет как художественно-выразительное средство. | |||
31 | Иллюстрация. Рисование по воображению. | |||
32 | Иллюстрация. Рисование по воображению. | |||
33 | Рисование с натуры. | Наблюдение. Строение, окраска. Рисование предметов, которые нас окружают. | ||
34 | Урок — выставка | Подведение итогов деятельности. Анализ проделанной работы. |