Проблема нравственного выбора в одном из произведений современных писателей о войне
Проблема нравственного выбора в одном из произведений современных писателей о войне Можно ль подвиг найти безмернее? Эти люди без громких фраз Шли на смерть — не ради бессмертия: Ради жизни. А жизнь — за нас. И. Фоняков. Все дальше уходят в историю годы великих испытаний, но никто никогда не вправе забыть подвиг советского народа.
Великая Отечественная война — это время героев и подвигов, это время потерь и обретений, это время нравственной проверки человека, личности. Поэтому проблема выбора в произведениях о Великой Отечественной
Какие же правила определяли выбор человека на войне? Какие духовные и душевные качества необходимы человеку, верящему в победу и своими действиями приближающему ее? Война сразу же наполнила конкретным жизненным содержанием казавшиеся отвлеченными понятия долга, мужества,
Это всегда выбор: они или мы, сделать шаг вперед или спрятаться за чужую спину, победить и погибнуть или струсить и отступить. Война это всегда выбор. И выбор самый тяжелый — нравственный. Так, в романе Ю. Бондарева «Горячий снег» все герои стоят перед выбором.
Вот командарм Бессонов. Он должен отдать беспощадный приказ: стоять насмерть, чтобы не смогли прорваться из-под Сталинграда окруженные части Паулюса. У него нет вариантов — герой отправит на гибель людей.
И Бессонов выбирает единственное возможное решение. Даже он, мозг армии, военачальник, который еще в сорок первом выжег в себе всякую жалость, поражается подвигу оставшихся в живых в тылу у прорвавшегося противника. И читатель понимает правильность выбора Бессонова, хотя в результате его погибают практически все. Перед нами два молодых офицера, учившихся вместе в военном училище — Дроздовский и Кузнецов.
Для Дроздовского война — это или путь к подвигу, или героическая смерть. Его стремление «не прощать» не имеет ничего общего с мудрой требовательностью и вынужденной беспощадностью Бессонова. Дроздовский заставляет измученных и уставших людей «подтянуться», отвергая «лирику». «Злая правда» не убеждает, но требует безусловного подчинения. И особенно страшно такое подчинение, когда Дроздовский отправляет на верную гибель солдатика, чтобы подбить немецкий танк.
Приказ бессмыслен: ползти по белому снегу в шинели — смерть. И это понимают все, и эта смерть не может быть оправдана. Проверки выбором в нравственном плане Дроздовский не выдерживает. Хотя он будет вместе со всеми мужественно сражаться до конца.
Проблема выбора стоит и перед героями повести И. Стаднюка «Человек не сдается». Пылающие города, пикирующие фашистские самолеты, диверсии эсэсовцев, переодетых в красноармейцев, потрясающие своей трагичностью сцены эвакуации детишек, пришитых друг к дружке, чтобы не потерялись… Все это могло сломить человека.
И не все выстояли — это тоже правда. Сам себя разжаловал капитан Емельянов, дезертировал пулеметчик Ящук. Но сделавших такой выбор были единицы.
Перед нравственным выбором оказывается даже бабка Меланья, которой фашисты хотели вручить «хлеб-соль». Или выбор солдата-красноармейца, который выдал себя, спасая заложников от расстрела. Это высочайший нравственный выбор, превратившийся в Подвиг. Как заклинание воспринимается даже само название повести В. Распутина «Живи и помни». Перед героями тоже стоит проблема нравственного выбора.
Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена, перед которой проблема выбора стоит настолько остро и больно, что она не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее. Не выдерживает именно потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает.
И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор. Выберите правильно. … Давно закончилась война.
И теперь перед нами тоже стоит проблема выбора: помнить ли и чтить тех, кто в трудное время сделал выбор во имя нас, помнить и беречь то, что они сохранили ценой своей жизни. Потому что «это нужно не мертвым, это нужно живым».