Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
1861 год ознаменовал себя годом отмены крепостного права. Но счастливы ли стали крестьяне, стали ли он богаты и жили ли они на широкую ногу? Ответ: нет. Сделался народ свободным, но тут же он погряз в долгах и снова пошел работать на своего старого барина. Крестьяне теперь назывались не «Крепостные», а «Временнообязанные».
Н. А. Некрасов вошел в историю писателем, который описывал жизнь народа, и один из примеров его творчества про русский народ — «Кому на Руси жить хорошо». Откровенно говоря, Некрасов был против реформы 1861 года,
Но удалось ли ему это? После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый
Но все же на пути им попадаются по-своему «счастливые» люди. Яким Нагой. Духовный мир для него ценнее, чем материальные ценности.
Доказательством этому служит тот случай, когда дом у Якима горел, а он спасал иконки да картиночки. И, честно говоря, не жалеет об этом и по сей день: спас картинки, которые ничего не стоят, а не деньги. Якин заступается за крестьян, но не делам, а словами. Но нельзя назвать Якима счастливым, потому что он бедный, живет как попало, да и горе свое вином любит заливать. Ермила Гирин.
Он считает, что словами человеку не помочь — только делом. И от своих принципов он и не отступает: «он и посоветует, и справку наведет, где хватит силы — выручит, не спросит благодарности, и дашь, так не возьмет». За 7 лет правления он ни разу никого не обокрал. Но тяжело и ему — хотел повеситься из-за того, что пожалев брата, отдал вместо него в армию другого, потом проблемы с мельницей, затем острог… Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю.
Гриша Добросклонов. Пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, — это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша — сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа.
Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья. Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь.
Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается. И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом — счастье самого Григория.
Матрена Тимофеевна. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины.
Во все времена человек искал счастье: в чем оно заключается, что это, и как его достичь. И существуют да пути достижения счастья: либо пойти по дороге, где «громадная, к соблазну жадная, идет толпа», на которой тысячи людей, подставляющих друг друга, либо по тесной дороге — «честной». Н. А. Некрасов, конечно же, выбирает тесную дорогу.
Ведь по этой дороге идут борцы за свободу народа, за его счастье, смелые люди. Люди не смогут долго терпеть голод, нищету и разруху. Они бросят пить, воспрянут духом и воспротивятся власти, попробуют сами сделать страну!
Ведь никто не сможет остановить миллионы богатырей русских.