Особенности любви Юрия Живаго к Ларе
В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительную историю любви. Эта любовь судьбоносна, предназначена героям свыше. Это чувство стало выражением настоящей радости, превозмогающей страх смерти.
Примечательно, что вначале роман назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов появляются мальчики: Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров, Паша Антипов — и девочки: Надя, Тоня. Вторая часть открывается главой «Девочка из другого круга» — это Лариса Гишар. «Лара была самым чистым существом
Вместе с мальчиками и девочками в роман входит темы подросткового восприятия жизни, чуткого, наивного, ранимого, максималистски нетерпеливого к фальши и несправедливости. Героев разделяют расстояния, социальное положение, но им просто суждено встретиться. Лара воспитывается в небогатой семье.
Она вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача. Юра Живаго рано остался без матери. С детства он чувствовал недостаток тепла, любви.
Поэтому так дорожил заботой и дружбой. Герои пока еще встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг
Проходит время. Оказывается, что «мальчики выросли и все — тут, в солдатах». Уже повзрослев, они встречаются на званном вечере.
Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви — знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ.
Поэтому рефреном всего романа являются строки из стихотворения Юры: «Свеча горела на столе, свеча горела». Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей богача, но и в ненавистное ей, навязанное извне существование. Герои сразу же оказываются втянутыми в широкие исторические события. Первая мировая война, три революции, гражданская война — это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы.
У Пастернака они ассоциируются с играми — повзрослевшие мальчики продолжают играть. Например, Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы думаете, какое сейчас время! И мы с Вами живем в эти дни!
Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумаете: со всей России сорвало крышу, и мы все народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!».
Душа Юрия восприимчива к добру, гармонии, красоте, и вместе с тем он чутко реагирует на исторические события. Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом . Его взгляд силою обстоятельств становится мерой и трагической оценкой обстоятельств. Стихотворения Юрия — это поддержка и подтверждение надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение личности. Духовную свободу и освобождение от мучительных земных противоречий он обретает в чувстве любви к Ларе.
Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира. О днях Февральской революции Пастернак пишет следующее: » Каждый день без конца как грибы, вырастали новые должности. И на все их выбирали.
Они замещали посты в городском самоуправлении, служили комиссарами на мелких местах в армии по санитарной части и относились к чередованию этих занятий, как к развлечению на свежем воздухе, как к игре в горелки». Людям в годы революции стало казаться, что они могут отступить от христианских заповедей, они жаждали управлять собственной жизнью. На самом деле они верят ложным, временным ценностям, находятся во власти преходящих соблазнов.
Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия. Это доказывает судьба Стрельникова — вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны.
В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя умозрительного равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть все тем же мальчикам, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию.
Таковы результаты игры с историей. «Игра в людей» противоестественна, — утверждает Борис Пастернак. Она не может заменить нормальную, обычную жизнь. Отдушину герой обретает в любви к Ларе. Она дает ему свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад.
Герои во многом изменились, многое поведали. Но сердца их не потускнели, они почувствовали, узнали друг друга. Их встреча после революции в библиотеке маленького захолустного городка далеко не случайна. Большая часть романа наполнена ожиданием любви, изображению ее разных ипостасей. Но вот, наконец, они встречаются глазами. …И больше не могут расстаться ни на минуту.
Оба героя шли к этому свету всю свою жизнь. И надежда не обманула их. Они рождены друг для друга. В их словах, поступках нет игры, лжи, насилия. Наоборот, они словно укрылись от темных смутных дней.
Их отношения очень гармоничны, потому что любовь Юры и Лары окрашена нежностью, заботой, взаимопониманием. Только теперь герои начинают жить истинной жизнью. Лишь сейчас они сполна ощущают весь аромат жизни. Их любовь — это свет, тепло, умиротворение.
Она являет собой органичное соединение биологического, духовного и вечного. Лишь в любви, в жизни во имя другого они находят утешение и смысл. В этом заключается истинное блаженство и великое предназначение человека. Юра и Лара вместе лепили огромный светлый мир. Именно он помог им спасти свои души.
Отношения героев были тайными, но именно в них был заключен весь смысл жизни героев. Насильственное вмешательство человека в природу и историю имеет тяжелые последствия. Юре и Ларе чужды себялюбие, ограниченность, пошлость окружающего мира. Любовь в романе Пастернака теснейшим образом связана с историей.
С одной стороны автор показывает насилие и смуту, а с другой простую, но священную жизнь в любви и созидании. Он показывает, что власть идеологической схемы, надуманной системы губит всех, оборачиваясь трагедией и для того, кто ее исповедует и применяет. Подлинные, земные, человеческие заботы людей намного важнее революционных игр.
Таким образом, значимость социальной истории снижается, и высокий вечный смысл приобретает жизнь человека, его любовь, его большие деяния и мелкие хлопоты, без которых невозможна жизнь человека. Любовью дышит весь подтекст романа. Символом любви и гармонии является здесь не только свеча, но и природа. Природа в романе есть воплощенное чудо, чудо жизни: «Чудо вышло наружу.
Из-под сдвинувшейся снеговой пелены выбежала вода и заголосила». Истинным чудом в мире является сам человек, в сердце которого живет мудрая, всепроникающая любовь.