Основные образы пьесы А. П. Чехова «Три сестры»

Пьесу «Три сестры» Чехов писал в августе-декабре 1900 года специально для Художественного театра. Напечатана она была в «Русской мысли» от 1901 года. Премьера состоялась на сцене Художественного театра 31 января 1901 года.

Итак, само название пьесы «Три сестры», такое простое и изящное, притягивает к себе внимание. В нем чувствуется обещание рассказать о трех, а значит, обязательно разных, сестрах. Именно они станут одними из главных героинь пьесы. Да, именно «одними из», так как у Чехова, как правило, не бывает одного главного действующего

лица. Все они рассматриваются в связи друг с другом, так как в сопоставлении разных героев лучше видны черты каждого из них.

В первом действии пьесы все сестры Прозоровы предстают перед нами одновременно. В это светлое весеннее утро они собрались в своем уютном доме. Сегодня исполняется двадцать лет младшей из них — Ирине. Эта дата объединяет всех, и сама природа как будто радуется этому событию: «на дворе солнечно, весело». Оля «утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, и радость заволновалась в… душе!» Но уже с самого начала понятно, что сестры очень разные.

Чехов помогает нам

понять это, уже в ремарке обозначая: «Ирина в белом, Маша в черном». Их платья контрастируют: цвет юности и надежд у Ирины и несчастливой жизни, несбывшихся надежд у Маши. Неслучайно и синее форменное платье Ольги — она заключена в рамки, как в это платье, из которых уже не выходит. Ольга — учительница гимназии в провинциальном городе. Работа ее не привлекает, но она должна себя чем-то занять, она должна что-то делать.

Здесь же мы слышим и речевые лейтмотивы, которые поддерживают, помогают цветовым. У Ирины — порыв к другой жизни выражается словами: «В Москву! В Москву!». У Ольги — усталость от этой неинтересной жизни: «Устала… Лучше бы я вышла замуж..».

У замужней Маши что-то непонятное, затаенное: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Вскоре появляется еще один герой — Вершинин, человек то же среды, что и отец Прозоровых. Этот герой как бы дает ответ на вопрос: каким же был отец трех сестер? Характерна и его фамилия: поэтическая, намекающая на высокость, «вершинность». Это герой входит в комнату совсем просто, он взволнован встречей с сестрами, впрочем, как и они.

Ведь Вершинин из Москвы, знал их отца, помнит их самих в детстве. Вершинин открыт, откровенен, рассказывает о своей жене, о дочерях. Он, в подтверждение своей фамилии, поэтически чуток: «А здесь какая широкая, какая богатая река! Чудесная река!».

Вершинин искренне верит в будущую прекрасную жизнь: «Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной… должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней». Конечно, немного комично слышать это из уст сорокалетнего мужчины. Но именно его искренность, отсутствие бравады, позы вызывают симпатии. Родной по духу сестрам, добрый, интеллигентный, этот человек легко входит в дом Прозоровых. Но и у него довольно унылая, серая жизнь.

Вершинин озабочен только благополучием своих дочерей. Ему важно только это. И герою совершенно безразлично, здесь ли будет стоять его бригада или ее переведут. Он верит в будущее, но каким образом поторопить его приход, не знает, и дает большой срок: двести-триста лет. Этот герой в сцене прощания не думает о Маше, которая полюбила его всей душой.

Вершинин торопится быстрее уйти за своей бригадой. И просит лишь позаботиться о своей жене и дочерях. То есть опять мы видим неоднозначный, сложный характер. Но вернемся к трем сестрам. Ольга, самая старшая, ей уже двадцать восемь лет, она учительствует в гимназии.

Но эта работа, вся жизнь не устраивают ее. Героиня даже согласна выйти замуж без любви. Душа Ольги рвется в Москву, мечтая там найти свое счастье.

Но рутина, пошлость окружающих людей заглушает в ней все мечты, лучшие ее стремления. Надежда не покидает девушку. Ольга говорит сестрам: «О милые сестры, жизнь наша еще не кончена.

Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем….» Маша, вышедшая замуж по любви, теперь страдает. Она поняла, как ограничен ее муж, и несчастлива в браке.

Этой героине хочется чего-то большего. Именно поэтому она отвечает взаимностью Вершинину: его слова, надежды на будущее затронули все струны в ее сердце. Но любовь этой героини будет недолгой и оставит после себя только разочарование.

Она, как и Ольга, не сможет уйти, сбежать от обыденности, не сможет бросить вызов окружающему его обществу. Маша понимает всю пошлость своей жизни, но остается с нелюбимым мужем, с несбывшимися надеждами, с неудовлетворенным чувством любви. У нее нет сил противостоять всему этому. Ирина, самая младшая из сестер, больше всех мечтает о переезде в Москву и острее всех переживает крах этой мечты. Ирина страстно желает порвать со старой жизнью.

Она хочет трудиться, поступает на службу, но эта работа не удовлетворяет, а только тяготит ее. Разочаровывается Ирина и в любви: она теряет душевные силы в ожидании этого чувства. В Москве Ирина надеется встретить настоящую любовь, но это остается лишь мечтой. И героиня готова выйти замуж не любя, просто за хорошего человека.

Но и этому не суждено было сбыться: барона Тузенбаха убивают на дуэли. Все же, в конце пьесы Ирина — единственная из сестер, для которой автор находит возможность начать новую жизнь. Ее последние слова в пьесе, уже после смерти Тузенбаха: «Завтра и поеду одна, буду учить в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна». Таким образом, мы видим, что Ирина уезжает из этого города, от своей нелегкой жизни.

Возможно, она действительно сможет стать счастливой, ощущая свою необходимость.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Основные образы пьесы А. П. Чехова «Три сестры»