Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Образ автора — это точка зрения, которая отображает действительность. «Евгений Онегин» — это лиро-эпическое произведение. Образ автора здесь не менее важен, чем образ героев. Эпическим в романе является сюжет, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю. Автор присутствует во всех сценах произведения, комментирует их, дает свои пояснения, суждения и оценки.
Необходимо отметить, что в романе «Евгений Онегин» важную роль играют лирические отступления, которые прерываются повествованием о судьбе героев.
И, наконец, он выступает как лирический герой. Можно проследить все этапы биографии поэта: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Образ автора изменяется во времени: Лета к суровой прозе клонят, Лета шальную рифму гонят… Характер автора отображается
Всем персонажам романа Пушкин симпатизирует, но больше всего — Татьяне Лариной: «Я так люблю Татьяну милую мою!». В них много общего: в отношении к природе, свободе. Поэт постоянно подчеркивает разницу между ним и главным героем.
Автор и Евгений противопоставляются в отношении к театру: первый называет его «волшебным краем», второй видит в нем лишь развлечение, для героя характерен светский взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий, автор же любит природу. Они по-раз ному относятся к любви: для главного героя — это «наука страсти нежной», о себе же поэт говорит: Замечу кстати: все поэты — Любви мечтательной друзья.
Важна разница в их отношении к литературе. Об Евгении автор пишет: Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Но в то же время между Пушкиным и Онегиным есть некоторое сходство во взглядах: их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтенье Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных. Помимо Татьяны, духовно близок к поэту и далек от Онегина Ленский.
Так же, как и Пушкин, он поэт. Однако в изображении всех персонажей, даже Татьяны , присутствует ирония. О Ленском автор пишет: Мой бедный Ленский! изнывая, Не долго плакала она.
Увы! невеста молодая Своей печали неверна. Автор выступает в роли свидетеля и участника событий. Он является хранителем письма Татьяны и предсмертных стихов Ленского, которые в то же время были доказательством реального существования героев. Однако поэт в этом непоследователен: то герой изображается как реально существовавшее лицо, то как создание фантазии автора. Например, об Онегине он пишет: С ним подружился я в то время.
Образ Пушкина организует взаимоотношения поэта и читателя. Автор то приближает его к себе, то отдаляет, иногда даже полностью противопоставляет себя читателю. Поэт делится с ним своими планами, и читатель выступает в роли критика. Образ автора имеет большое значение в композиции романа: он служит для перехода от лирической части к эпической.
Образ Пушкина способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии русской жизни». Произведение рассказывается как бы несколькими перебивающими друг друга голосами, из которых одни находятся вне событий, другие знакомы с участниками, третьи сами непосредственно включены в текст. Все эти голоса объединены в авторском голосе, составляя гамму его разнообразных проявлений, и поэтому возникает ощущение сложности и богатства авторской личности, которое характеризует роман.