Можно ли считать итоговый роман М. А. Булгакова автобиографическим?

Итоговым произведением творческой жизни М. А. Булгакова по праву считается роман «Мастер и Маргарита». Во многом его можно назвать автобиографическим — в образе мастера писатель во многом раскрыл себя, свою литературную и личную судьбу. Так, это явно прослеживается в линии взаимоотношений главных героев — мастера и его возлюбленной Маргариты. До встречи с главным героем Маргарита была замужем за богатым и влиятельным человеком — казалось, она никогда и ни в чем не нуждалась. Однако за внешним благополучием скрывалось глубокое

несчастье героини, ведь она никогда не любила своего мужа.

В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: «Она была счастлива? Ни одной минуты!» Но все изменилось в один миг: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Совершенно случайно, по воле небес, героиня и мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться.

В один миг они поняли, что созданы друг для друга и всегда любили только друг друга. Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной , музой, другом,

матерью. Все время, пока он писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита говорила, что в романе, созданном мастером, «вся ее жизнь».

И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате — это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты. Однако идиллическая картина любви и творчества рассыпалась в один миг — тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика «в мир», попытался предъявить свое творение обществу, людям. В «Мастере и Маргарите» очень точно и полно изображена картина советской Москвы 30-ых гг.

20 века, так хорошо знакомая Булгакову. Писатель создает образ безумного мира, живущего по неестественным законам. Из «нехороших квартир» здесь исчезают люди, везде царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, распутство, приспособленчество, доносы и безнравственность в самом широком понимании этого слова.

Но особенно мрачную картину являет собой литературный мир Москвы, куда попадает мастер, пытаясь опубликовать свой роман. Ту трагедию творческого и человеческого непонимания и отвержения, с которой столкнулся мастер, переживал не один раз и сам Булгаков. Возможно, именно поэтому строки романа настолько пронзительны и точны.

Своеобразной моделью литературного мира в романе является МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности — не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы.

Все они — Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин — давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе. Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Циничные, прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры, массолитовцы формируют литературную атмосферу времени.

Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной. Неприятие романа о Пилате и травля, развернувшаяся против него в литературном мире, рождают в мастере глубокое отчаяние, ведь его лишили главного для художника — свободы творчества. Герой больше не хочет жить в мире, где царят «насилие, плохие стихи и социальный заказ». И только любовь способна возродить мастера.

Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил — Воланда и его свиты. Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве. Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию. В финале мастер и Маргарита обретают то, чего всегда так жаждали, — они получают вечный покой и возможность быть вместе: «…слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной…

А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». Таким образом, роман Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать автобиографическим.

Это произведение во многом основано и навеяно событиями жизни самого писателя — его личными и творческими переживаниями, наблюдениями, размышлениями.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Можно ли считать итоговый роман М. А. Булгакова автобиографическим?