«Чувство родины — основное в моем творчестве»
С. А. Есенин Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.
В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот «заброшенный край». В стихотворениях «Запели тесаные
Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял
Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли. А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на «железного коня». Видя все это, Есенин с горечью восклицал: Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли! Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать «железного коня» — город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь. Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении «Сорокоуст».
Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении «Русь уходящая». Старая деревня доживала свои последние дни.
Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он. Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, «еще больше влюбился в коммунистическое строительство». Посетив родное Константиново в 1924 г. после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении «Русь советская».
Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою «жись». Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли.
Он принимает эту жизнь и прославляет новую. Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды зато, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя.
Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного. Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития. Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь, и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы. Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.
Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении «Неуютная жидкая лунность». Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт. Ему теперь уже не милы «лачуги», «песни таежные», «очажный огонь», потому что все это связано с нашей Россией, с «бедностью полей». Он хочет видеть Русь «стальную», уже предвидит мощь родной страны, Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогала Есенину находить свой путь к большой правде века.