Честь и бесчестие как нравственная коллизия в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

Эпиграф урока: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное» .

На доске:

Честь — 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

3. Целомудрие, непорочность.

4. Почет, уважение.

Бесчестье — поругание чести, оскорбление.

Целомудрие — строгая нравственность, чистота души.

Пояснение. Перед этим уроком на занятиях, посвященных изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа,

с основным конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на вопросы , которые будут рассматриваться на данном уроке.

Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное» .

Наша задача — выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

Вначале выясним значение слов «честь» и «бесчестие».

Посмотрим, какие определения дает Ожегов в своем толковом словаре .

Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться , и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой — невозможно. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».

В романе «Дубровский» главный герой — Владимир — представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.

— От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характеров Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Троекуров Кирила Петрович

— Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?

— Какую характеристику Троекурову дает Пушкин в начале романа?

— Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

— Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?

— Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

— И что понимает он под словом «честь»?

Теперь обратимся к другому персонажу романа — Андрею Гавриловичу Дубровскому.

— Какие черты характера этого героя подчеркивает Пушкин?

— Каково его материальное и социальное положение?

— Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?

— Сделайте вывод: каковы представления о чести у А. Г. Дубровского?

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Сам Пушкин считал, что «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им «позволяют» проявлять свой характер в «разумных пределах».

Однако бесконечно оставаться «вне общего закона», по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живет общество.

Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.

— Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?

(Здесь нет правых:

— Андрей Гаврилович, «горячий охотник», из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;

— псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;

— Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что «дерзкое замечание холопа» может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеется.)

Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистеневка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чув­ствуя свое бессилие и пораженный свершившейся несправедливостью, сходит с ума.

— Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

— Можно ли считать Троекурова человеком, не способным на благородные чувства?

Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.

Главный герой романа — Владимир Дубровский.

— Опишите жизнь и мечты Владимира в столице .

— Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?

— Почему Владимир не мог спасти отца?

— Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?

— Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

Прочитайте отрывок из главы IX. Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?

— Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком. Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?

Прочитаем его собственное объяснение в главе XII. Здесь можно обратить внимание учащихся на стиль: отличается ли речь Владимира Дубровского от языка повествования? Ребята обычно отмечают искусственность речи главного героя, ее выспренность.

Пушкин как бы подчеркивает его оторванность от жизни.

Человечность в Дубровском победила ненависть к Троекурову.

Маша Троекурова

— Достойна ли Маша такой жертвы со стороны Владимира?

— Под влиянием чего формировался ее характер ?

— Какие черты присущи Маше?

— Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав своего отца?

И все-таки Маша — истинная дочь своего сословия. Ей свойственны предрассудки аристократии, например, пренебрежительное равнодушие к низшему сословию.

— Вспомните, когда Маша обращает внимание на Дефоржа не только как на учителя брата, а как на человека?

— Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что ее останавливало?

— Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитаем ответ героини и прокомментируем ее слова.

Подведем Итоги нашей беседы.

— Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?

Примерные ответы.

Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почета и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

А. Г. Дубровский: бесчестие — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать свое человеческое достоинство.

Владимир Дубровский: бесчестие — оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.

Маша: бесчестие — идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.

Как видим, каждый верен своему понятию чести.

— Почему же Роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

Домашнее задание :

1. Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа».

2. Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»

Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Честь и бесчестие как нравственная коллизия в романе А. С. Пушкина «Дубровский»