«Бранное, трудное время»

Урок-игра по повести Н. В. Гоголя » Тарас Бульба». 7-й класс

Игра по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» может быть организована непосредственно перед изучением произведения — в этом случае педагог с ее помощью осуществит проверку знания текста и степени осознанности его восприятия учащимися. Ребята же получат возможность погрузиться в далекую историческую эпоху и в определенной мере «освоиться» там среди специфических реалий национального быта. Один из конкурсов — «Во вкусе того бранного, трудного времени» —

потребует серьезной предварительной словарной работы , зато это значительно облегчит изучение повести на последующих занятиях, так как ребята будут уже свободно оперировать необходимой лексикой.

Можно провести игру и на итоговом уроке.

Класс разделяется на три команды, формируется жюри. При желании оценить деятельность игроков может сам ведущий. За каждый правильный ответ вручается один жетон, подсчет жетонов по окончании игры определяет команду-победительницу.

В ряде конкурсов целесообразно использовать пятибалльную систему оценки.

Ведущий. «»Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью

смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера» — так отозвался о повести Н. В. Гоголя выдающийся русский критик XIX века В. Г. Белинский. Наша игра посвящена «этой дивной эпопее».

I. Разминка

Ведущий. «Г-н Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе…» Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя», — писал В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя». Наш конкурс-разминка как раз и построен на материале произведений, составляющих сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Эти повести вы читали к урокам внеклассного чтения в 5-6-х классах.

Хорошо ли вы их помните, выявит сегодняшняя викторина.

Вопросы для викторины. В какой повести Гоголя сын и отец являются соперниками в любви? В повести «Вий» Тиберий Горобец говорил о том, как совладать с ведьмой. В чем же состоял его совет?

Перед вами парадный портрет русской императрицы . Если верить Гоголю, она оказала милость жительнице далекого малороссийского села Диканька. В чем состояла царская милость? Назовите имя российской самодержицы. «…Окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах». «А чья это такая размалеванная хата?» — изумился проезжавший через Диканьку архиерей.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос «преосвященного». В одной из повестей Гоголя дано очень необычное и жуткое объяснение причин землетрясений. Какое? Назовите это произведение.

Перед вами растение — один из видов папоротника. Приходилось ли вам видеть его цветение? А вот некий гоголевский герой имел счастье воочию наблюдать это чудо. Назовите героя и произведение.

Описания природы играют важную роль в произведениях Гоголя. Две повести «Вечеров…» даже начинаются с пейзажа. «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» — это одна. А вот другая: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды».

Вспомнили? Какие же повести имеют такое начало? «…И по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки только и речей было что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе».

Кто же эта первая красавица Диканьки? «Скучно на этом свете, господа!» Какую из повестей Гоголя венчает сия сакраментальная фраза?

II. Музей искусств «Арабески»

Данный конкурс подразумевает выполнение нескольких видов заданий.

Индивидуальные задания.

На стенде размещены три репродукции: «Ночь на Днепре» А. Куинджи, «Русалки» И. Крамского, «Украинка у плетня» И. Репина. Разумеется, картины эти не являются иллюстрациями к произведениям Н. В. Гоголя. Первые две, правда, навеяны гоголевскими образами и мотивами.

О последней же можно сказать, что она воссоздает поэтичную атмосферу Малороссии.

Суть задания заключается в том, чтобы осуществить подборку цитат из соответствующих повестей Гоголя, «проиллюстрировав» тем самым живописные полотна художественным текстом. В помощь семиклассникам организуем книжную выставку, разместив там нужные произведения.

Для участия в конкурсе ведущий пригласит трех учащихся . Каждый игрок получает «свою» репродукцию. На выполнение задания отводится 2-3 минуты. Затем соревнующиеся выразительно читают найденные отрывки: «Знаете ли вы украинскую ночь?» из повести «Майская ночь, или Утопленница» либо «Чуден Днепр и при теплой летней ночи…» из «Страшной мести» ; «Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце…» из «Майской ночи» ; «Дверь распахнулась со скрипом, и девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками…» из «Майской ночи» .

Общекомандные задания.

В то время пока представители состязающихся сторон работают с текстом и репродукциями, команды «отправляются» на открытие вернисажа.

1. Портретная галерея.

Ведущий. Белинский писал о Гоголе: «…он верен жизни… Она у него настоящий портрет, в котором все схвачено с удивительным сходством, начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его…»

Давайте всмотримся в лица гоголевских героев.

На доске закреплены портреты персонажей различных произведений, нарисованные семиклассниками. Портреты — без подписей; нужно угадать, кто на них изображен.

2. «Лик его ужасен».

Ведущий.

«- Приведите Вия! ступайте за Вием! — раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле… Длинные веки опущены были до самой земли «Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул…» Каким предстал главарь нечисти перед Хомой, мы не узнаем никогда: безвременно опочивши, философ унес сию тайну в могилу.

А каким вы представляете себе Вия? Воссоздайте облик персонажа народных преданий. Это конкурс поделок из природных материалов: древесной коры, шишек, веток и тому подобного.

Задание изготовить маску Вия выполняется дома заранее. По усмотрению организаторов игры, конкурс может носить характер экспромта.

III. «Во вкусе того бранного, трудного времени»

Ведущий. В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». Во многом этому способствует использование соответствующей лексики.

Проверим, как вы ее усвоили.

Словесный марафон. Групповое задание.

В «марафоне» участвуют либо команды в полном составе, либо по нескольку представителей от каждой стороны. Ведущий в быстром темпе читает толкование лексического значения слов, употребленных в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии жизни запорожцев. Задача игроков — «узнать» эти реалии и назвать их.

Задание команде № 1.

Кушанья.

Сухая лепешка из пшеничной муки.

Жидкая каша с салом.

Жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом.

Общее название сладостей.

Водка.

Задание команде № 2.

Одежда.

Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади.

Широкий плащ.

Шнур, которым стягивался пояс шаровар.

Пояс с кошелем, в который насыпали червонцы.

Блуза или кружевной нагрудник.

Задание команде № 3.

Домашняя утварь.

Ведро для дегтя.

Глиняная кружка.

Ковш.

Кошель.

Плоская бутыль.

Индивидуальные задания.

От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, написанным на карточках.

Карточка для игрока из команды № 1.

Яр , свитка , мазунчик , рожны , рада .

Карточка для игрока из команды № 2.

Курень , крамари , чуприна , сейм , аргамак .

Карточка для игрока из команды № 3.

Гайдук , секира , коханка , ласун , турбан .

IV. «А поворотись-ка, сын!»

На данном этапе состязаний команды представляют подготовленные заранее инсценировки отдельных эпизодов повести — например, таких, как встреча Тараса Бульбы с сыновьями , разговор Тараса с кошевым , диалог Андрия и татарки или Андрия и панночки .

Возможен иной вариант проведения конкурса. От каждой команды приглашаются по одному игроку для участия в коллективной инсценировке эпизода «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями». Роли распределяются по жребию. «Актерам» вручается текст реплик и даются 2 минуты на ознакомление с ним.

После этого «сборная» «труппа» представляет на суд жюри и зрителей получившийся экспромт-спектакль.

V. «Богатырь Бульба с своими могучими сыновьями»

Для участия в конкурсе ведущий приглашает трех игроков — по одному от каждой команды. В ходе состязаний ребята должны будут примерить на себя «маски» литературных персонажей и от лица героев повести «Тарас Бульба» ответить на ряд вопросов ведущего. Беседе предшествует этап «узнавания» «героями» самих себя: игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику «своего» персонажа, и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о ком идет речь.

Задания представителю команды № 1. Тарас Бульба.

«Узнай себя»: «…весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником Православия».

Вопросы: О вас в повести сказано: «…положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю…» Перечислите эти случаи. Вы, конечно, помните, как вскоре после приезда в Запорожскую Сечь заскучали ваши сыновья без битв и вы взялись поучать Андрия: «Неразумная голова» Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто…» Продолжите фразу, пожалуйста.

Задания представителю команды № 2. Андрий.

«Узнай себя»: «Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы А он между тем, объятый пылом и жаром битвы понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

Вопросы: Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?

Отчизна есть то…» Так что же такое родина в вашем представлении? Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите, как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жен».

Задания представителю команды № 3. Остап.

«Узнай себя»: Ему, «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

Вопросы: Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали свое решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала?

С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью?

VI. «Званье вершить ратные дела»

Ведущий. События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжелом XV веке», когда «бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух». В Сечи, указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов», которые «имели благородное убеждение мыслить, что… неприлично благородному человеку быть без битвы».

О славных воинах-запорожцах пойдет речь в ходе настоящего конкурса.

Индивидуальное задание представителю команды № 1.

Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев.

Индивидуальное задание представителю команды № 2.

Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы.

Индивидуальное задание представителю команды № 3.

Записать на доске имена славных воинов-запорожцев.

Задание командам.

Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Воинские подвиги каких героев здесь изображены?

Отрывок № 1: «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самую середину.

В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней… пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку».

Отрывок № 2: «Так есть же такие, которые бьют вас, собак! — сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов.

Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а принялся рубить и крестить оглушенного».

Отрывок № 3: «…А уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес… А на уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, — вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника уже вновь схватилось с мало не восьмеро разом».

VII. Запорожцы и турецкий султан

Ведущий. В конце повести, вновь оказавшись в Запорожской Сечи, Тарас Бульба стал «пасмурен и печален». «Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сечи, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство… все положили головы, все сгибли…» Погиб вскоре и сам Тарас.

Но не перевелись могучие, богатырские характеры, вскормленные запорожской вольницей! Они стали предметом изображения на полотне И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Задание командам: по мотивам репинского сюжета сочините для заключительной главы повести «вставной» эпизод с новыми персонажами, посмевшими бросить вызов иноземному владыке, тем самым доказав, что казачий дух сломить невозможно.

VIII. «Мысль изреченная»

На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм.

Если афоризм угадан по одному слову, команда получает 5 баллов. В случае когда приходится раскрывать второе слово, на командный счет поступит 3 очка. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл.

Афо Ризм для команды № 1: «Терпи, козак — атаман будешь».

Афоризм для команды № 2: «Нет уз святее товарищества».

Афоризм для команды № 3: «Нет силы сильнее веры».

После того как все афоризмы будут угаданы, можно устроить конкурс на лучший комментарий. Вопросы классу сформулируем таким образом:

Кому из героев повести принадлежит данное высказывание? Как эти слова помогают понять характер говорящего, его образ мыслей?

После того как будут подведены итоги соревнований, ведущий обратится к присутствующим.

Ведущий. Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть «сколько возможно» воздуха «бранного, трудного времени», ощутить «энергическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи — «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы! откуда разливается воля и козачество на всю Украйну». Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно.

В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчеркивал: «После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Бранное, трудное время»