Агрессивные дети
Агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,.. наносящее вред объектам нападения , приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт . Практически в каждом классе есть минимум один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на одноклассников, бьет их, обзывает, отнимает чужие вещи. Конечно, родителям других детей и педагогам трудно и даже невозможно понять его и принять таким, какой он есть. В большинстве случаев агрессивный
Такие Дети не всегда могут адекватно оценить ни свое состояние, ни состояние окружающих. Самым важным фактором, влияющим на формирование агрессивного поведения у детей, является способ наказания, который применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. Агрессивные дети вырастают, как правило, в тех семьях, где наказания слишком строги, а также, как ни странно, у слишком мягких родителей. Агрессивный ребенок, возможно, больше других детей нуждается в помощи, ведь его агрессия —
Он просто не знает других способов проявить и защитить себя. Такие дети часто чувствуют себя никому не нужными изгоями. Сверстники избегают агрессивного ребенка, а взрослые нередко наказывают, даже не пытаясь понять причину его поведения. Существует восемь критериев агрессивности, и если в течении 6 месяцев в поведении ребенка регулярно проявляются четыре и более из этих признаков, ребенка действительно можно назвать агрессивным: Часто теряет контроль над собой; Часто отказывается выполнять правила; Часто винит других в своих ошибках; Часто сердится и отказывается выполнить предложенное задание; Часто специально раздражает людей; Часто спорит, ругается со взрослыми; Часто завистлив, мстителен; Часто чувствителен и раздражителен.
Также для выявления агрессивности у ребенка можно использовать специальную анкету . Критерии агрессивности у ребенка Временами кажется, что в него вселился злой дух. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. Он не прочь подразнить животных. Переспорить его трудно. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. Часто не по возрасту ворчлив. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. Легко ссорится, вступает в драку. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15-20 баллов. Средняя агрессивность — 7-14 баллов. Низкая агрессивность — 1-6 баллов.
Как же помочь агрессивному ребенку? Чтобы ребенок мог справляться со своими эмоциями, надо научить его осознавать свои чувства и выражать их. Принимайте как позитивные, так и негативные чувства ребенка, называйте их: «Я понимаю, что ты обижен . Конечно, то, что произошло , может вызвать обиду Если ребенок затрудняется в назывании чувств, можно пользоваться плакатами и таблицами с изображением людей, которые демонстрируют различные эмоции.
Еще один способ научить ребенка распознавать эмоции — рисование. Хорошо рисовать с ребенком на темы: «Когда я счастлив», «Когда я сержусь», «Грусть» и т. д. Обращайте внимание ребенка на те чувства, которые испытываете вы сами, чтобы он видел, что в жизни каждого человека присутствует весь спектр чувств. Также вы можете обсуждать с ребенком эмоции и чувства героев книг, фильмов.
Научите ребенка сопереживать. Сопереживание — это способность понимать состояние другого человека. Можно поиграть в игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других. Для этого предложите разыграть ситуации из известных сказок, при этом ребенок должен поочередно побывать на месте каждого персонажа. И обязательно обсуждайте: Какие эмоции испытывали персонажи?
Как они их выражали? Что еще они могли бы сделать? Учите своих детей распознавать разницу между чувствами и поступками.
Когда взрослый говорит «Не надо обижаться, сердиться и пр.», тем самым он сообщает ребенку, что тот испытывает неправильное чувство. Но нет чувств «правильных» и «неправильных», «хороших» и «плохих». А вот форма выражения чувств может быть неприемлемой и даже опасной как для самого ребенка, так и для окружающих. Если ребенок поймет, что имеет право на любые чувства, но не на любые действия, ему будет легче научиться управлять собой.
Когда ребенок делится с вами своими чувствами, не осуждайте и не оценивайте его, а просто выслушайте и постарайтесь понять. И только потом предложите помощь, варианты выхода из сложившейся ситуации. Если таких вариантов несколько, то вместе с ребенком проговорите исход каждого из них, чтобы выбрать наиболее эффективный. Научите своего ребенка тем способам выражения агрессии, которые допускаются обществом.
Вот несколько способов безопасно выплеснуть свой гнев: Написать на листе бумаги те слова, которые хочется выкрикнуть, а затем выбросить этот лист; Поколотить подушку или что-то мягкое; Побегать или попрыгать; Комкать и рвать газеты; Нарисовать обидчика так, как захочет ребенок — смешным, нелепым, маленьким, испуганным и т. п. Бить боксерскую грушу; Стучать надувным молотком или дубинкой; Поиграть в «землетрясение» , «крушение поездов»; Водой из водного пистолета сбивать плавающие в ванной игрушки; Надуть своей злостью воздушный шар.