Лицо поэзии Игоря Северянина

Знакомясь с поэзией начала XX века, я открыл для себя имена новых, незнакомых мне поэтов. Но особое место в моем сердце заняло имя автора, чьи стихи своей дерзостью, уверенностью, иронией будоражили тогдашнюю публику. Литературный псевдоним этого гениального, на мой взгляд, человека — Игорь Северянин. Судьба его сложилась трагично. Любя Россию и будучи ее патриотом, волею судьбы поэт провел значительную часть жизни за ее пределами. Он умер непонятым. Спустя годы многие обнаружили, что слишком плохо знали его. Так кем же на самом деле был Игорь

Северянин? Он был и мечтателем, постоянно разочаровывающимся в этом мире, и лириком, и «ироником»:
— Ведь я лирический ироник:
— Ирония — вот мой канон.
Кстати, за смешивание в любых соотношениях лиризма и иронии Северянина достаточно сильно и часто критиковали, так как немногие могли различить, где у него была ирония, где лиризм, где высмеивание пошлости, а где сама пошлость. Этот талантливый поэт мог смело бросить вызов обществу, воспевая «ананасы в шампанском» и провозглашая себя гением:
— Я, гений Игорь Северянин,
— Своей победой упоен:
— Я повсеградно оэкранен!
— Я повсесердно
утвержден!
Но все это было только маской, за которой скрывалось совсем другое лицо. На самом деле в стихотворениях Северянина звучит тревога о людях, о судьбе России. «Упоение» победой в «Эпилоге» только поверхностное. В конце стихотворения есть такие строчки:
— В ненастный день взойдет, как солнце,
— моя вселенская душа.
Это не очередная самопохвала автора, нет, этим он показывает не что иное, как «всемирность» своей души, поэт ощущает себя равным миру и не скрывает своего чувства.
Очень часто Игоря Северянина упрекали в пошлости, на что он ответил в стихотворении «Двусмысленная слава»:
— Неразрешимые дилеммы
— Я разрешал, презрев молву.
— Мои двусмысленные темы —
— Двусмысленны по существу.
— Автор часто обращается к вопросу о добре и зле:
— И в зле добро, и в добром злоба,
— Но нет ни добрых, нет ни злых.
— И правы все, и правы оба, —
— Их правоту поет мой стих.
Граница между правдой и неправдой не только зыбкая и неопределенная, эта граница — личностная. Главным критерием для Северянина является нравственность. В своем творчестве он раскрывается как философ:
— Жизнь человека одного —
— Дороже и прекрасней мира.
— Все для него, все для него
— От мелкой мошки до тапира.
Этими строчками поэт-философ высказывает свою мысль о том, что человеческая жизнь дороже любых материальных ценностей, она превыше самого мира.
Вершины славы поэт достиг в феврале 1918 года, когда его избрали «королем поэтов». По этому поводу Северянином было написано стихотворение «Рескрипт короля». Вскоре после этого «королю поэтов» пришлось уехать в Эстонию. Нахлынувшие исторические события заставляют его практически безвыездно жить в деревне. С этого периода начинается угасание творческой славы Игоря Северянина. Несмотря на то что он продолжает писать, его труды все меньше и меньше интересуют кого-либо. Люди вообще начинают забывать о поэзии, они не чувствуют надобности в ней. Народ постепенно утрачивает моральные ценности, и это беспокоит неисправимого мечтателя. О своей тревоге по этому поводу Игорь Северянин написал в стихотворении «Люди ли вы?.» Свою надежду на то, что Россия все-таки найдет выход, автор выразил в стихотворении «Классические розы»:
— Но дни идут — уже стихают грозы.
— Вернуться в дом Россия ищет троп.
Но поиски этой тропы растянулись в России на многие годы. Вместе с этим задержалось и возвращение в русскую культуру поэта «Игоря Северянина. Увидим ли мы теперь за маской эгофутуриста страдающую душу мечтателя, лирика и поэта? Мы обязаны, так как этот человек слишком долго ждал нашего понимания.
Игорь Северянин — кумир буржуазно-мещанской публики кануна революции. Первое, что мне всегда приходит в голову при упоминании этого имени, это знаменитые строчки из «Эпилога» к первой книге его «поэз» — «Громокипящий кубок»:
— Я, гений Игорь Северянин.
Как ни странно, именно эта строчка, вырванная из контекста книги, и определила основное отношение к нему читателей того времени.
Видимо, поэт угодил психологической потребности общества, которое вновь теряло нравственные устои, погружаясь в ресторанный туман.
Он подкинул читателю свою ироническую усмешку превосходства над обстоятельствами. В нашем некогда насквозь мо-рализаторском обществе усмешку Северянина толковали как «северянинщину» — момент самомнения, самовосхваления и т. д. Но мне кажется, поэта нельзя лишать его свойств. Тем более сводить его творчество лишь к одной позе «гения».
Чтобы подчеркнуть важное значение Северянина для русской литературы, приведу высказывание о нем авторитетного поэта В. Брюсова: «Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин — истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет «Громокипящий кубок».
27 февраля 1918 года на «поэзовечере» в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был провозглашен «королем поэзии». Второе место занял Владимир Маяковский. Много ходит толков о справедливости «королевского звания» Игоря Северянина. Я слышал, что футуристы буквально спровоцировали такой ход событий на вечере. Но тем не менее сам поэт отнесся к этому избранию вполне серьезно.
— Отныне плащ мой фиолетов,
— Берета бархат в серебре:
— Я избран королем поэтов,
— На зависть нудной мошкаре.
Пройдя свой удобный, с точки зрения обывателя, путь «дачника после революции», Северянин отошел от своих «сладких увлечений» «ананасами и шампанским». Он с чистым сердцем возвращался к изначально провозглашенной им поэтической простоте: «Чем проще стих — тем он труднее.» Он обращается к темам подлинной человеческой любви и гармонии ее с природой:
— Не устыдись, склонив свои колени,
— Благодарить в восторге небеса,
— Что зришь еще один расцвет сирени
— И слышишь птиц весенних голоса.
— Земля цветет, вчера еще нагая,
— Цветет душа, ее цветам внемля.
— Находит в сердце радость всеблагая.
— Ценой бессмертья — смертная земля!
— Один лишь раз живя на этом свете
— И ощущая землю только раз,
— Забудь о судьбах будущих столетий:
— Вся жизнь твоя — в лучах раскрытых глаз.
Как видит читатель, из-под вуали декадентства, эгофутуризма, символизма в конце концов проступает лицо поэзии с классическими эстетическими чертами. Для меня несомненны заслуги поэта Игоря Северянина перед отечественной поэзией. В том, что духовные и нравственные достижения серебряного века облагородили наше общество и явились предтечей великого духа нашего народа, выстоявшего в страшных испытаниях XX века, есть и поэтический вклад Игоря Северянина.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Лицо поэзии Игоря Северянина