Игорь Северянин — псевдоним Игоря Васильевича Лотарева
Сам Игорь Северянин писал свой псевдоним через дефис: как первое и второе имя, а не имя и фамилию. Свое творчество Игорь Северянин определил как футуристическое. Выпустивший к 1910 году уже 35 стихотворных брошюр за собственный счет, он нуждался в имени. Как нельзя кстати подошло «эгофутурист», что означало просто «я в будущем». Так появился подзаголовок к поэзе «Рядовые люди» в сборнике «Ручьи в лилиях» (1911). К 1911 году вокруг Северянина сформировалось уже некое литературное объединение — «эгофутуризм», куда вошли молодые
Это течение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декадентства, доведения до безграничных пределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта (как известно, Северянин не декламировал, а пел на «поэзоконцертах» свои стихи), какого-то салонно-парфюмерного эротизма, переходящего в легкий цинизм, и утверждения крайнего эгоцентризма. Это соединялось с прославлением современного города, электричества, железной
Северянин резко и однозначно заявил о себе и своем месте в литературе того периода. Его личный манифест — эпилог к первой книге его «поэз» «Громокипящий кубок»:
Я, гений Игорь-Северянин. Я прогремел па всю Россию.
Эта строчка, воспринятая без контекста стихотворения и целой книги, во многом определила основной тон отношения широкого читателя к Игорю Северянину — ироническую усмешку превосходства. «Северянинщина» в нашем представлении выступает как некий апогей самомнения и самовосхваления — того, что никогда не славилось в российском обиходе.
Но сводить все его многообразное творчество лишь к этой позе самопровозглашенного «гения» -очевидная несправедливость.
Моя двусмысленная слава
И недвусмысленный тшшнт.
Игорь Северянин известен как создатель неологизмов и словесных диковинок («И что ни слово — то сюрприз»), как автор манерных «хабанер», «прелюдов», «ми-ньонетов», «вирелэ» и прочих изысканных поэтических форм, как изобретатель «гирлянды триолетов», «квадрата квадратов», «дизеля», «лэ».
Уже в первых стихотворениях поэта появляются контуры его «грезового царства»: «Я — царь страны несуществующей.». Позже эта страна обрела поэтическое название — Миррэлия. Грезо-фарсовая сторона творчества Северянина, свидетельствующая о необыкновенной виртуозности поэта, может создать впечатление усложненности его стихов.
Но это впечатление будет обманчивым. В сущности, «футурист» Северянин весьма прост и даже примитивен. Если внимательно вчитаться в его «поэзы», то непременно обнаруживаются черты изначальной художественно простоты. Это можно увидеть и в названиях- «Примитивный романс», «Элементарная соната», «Четкая поэза».
Говоря о творчестве Игоря Северянина, хочется употреблять не термин «эгофутуризм», а «эгосеверянизм». Многие критики сходились на том, что собственно футуристического в поэзии Северянина довольно мало. В рамках «эгофутуризма» Северянин продержался недолго. К 1913 году первоначальное объединение распалось, поэт печатно отказался от «эгофутуризма». Пропаганда «вселенского эгоизма» как «единственной и правдивой жизненной интуиции» привела и самого Северянина к позиции независимости от каких бы то ни было литературных групп. Северянину удивлялись, к нему привыкали. Он не избежал участи многих поэтов-современников — самоповторения. Тем более что писал он быстро и много. Над ним уже довлела слава, а неразборчивые вкусы публики волей-неволей начали проникать в творчество.
В 1922 году В. Брюсов вынес Северянину «жесточайший приговор»: «Северянин чрезвычайно быстро «исписался», довел, постоянно повторяясь, своеобразие некоторых своих приемов до шаблона, развил в позднейших стихах, недостаток своей поэзии до крайности, утратив ее достоинства, стал приторным и жеманным и сузил темы своих «поэз» до маленького круга, где господствовали. салонный эротизм и чуждый жизни эстетизм».
Однажды А. Блок в своем дневнике записал, размышляя об особенностях Северянина-поэта: «Это — настоящие, свежий, детский талант». О «детском» мировосприятии говорил и К. Чуковский. Он сравнивал неологизмы Игоря Северянина с детским языком, отмечая схожесть его неологизмов и детского словотворчества. «Это не укор Северянину, а большая ему похвала», — отмечал Чуковский.