Героический эпос народов «Песня о Роланде»
Во французской поэме исторические факты и события, переплести с поэтической выдумкой, получили кое-что другую интерпретацию и окраску. Поэма начинается воспеванием победы Карла Большого в Испании. Семь лет он воюет с сарацинами, захватил все испанские города, кроме Сарагосы. Здесь сарацинский царь Марсилий совещается со своими знатными вассалами, как ему избавиться франков. Старейший из них предлагает Марсилию лживо поклясться Карлу в вечной дружбе и пообещать, если франки выведут войско, самому принять христианство и окрестить всех подданных.
По совету того же Ганелона Карл поручает Роланду прикрывать французское войско. В горах, в Ронсевальской ущелью, франки были разбиты, Роланд погиб, но его предсмертный призыв услышал Карл, поспешив на помощь. Франки дотла разбивают врагов и подвергают крещению сто тысяч неверных. Поэма заканчивается смертной казнью Ганелона.
В содержании поэм отразились важные события жизни средневековой
В поэме отразились разногласия, типа для феодальных отношений X-XI ст. Исторически прогрессивная тенденция к объединению и централизации власти наталкивалась на феодальную анархию и сепаратизм. В этой исторической обстановке народный эпос о Карле Великом приобретал новое общественное значение, обогащался новыми, нужными для идеологии того времени мотивами и деталями. Так, типичный военный случай (столкновенье с басками, и вдобавок — христианами) народное сознание превратило в эпоху в картину кровавой битвы французского войска с маврами захватчиками и всем мусульманским миром. Пафос подвига у имени национальной независимости родины противопоставлен феодальному эгоизму и предательству.
Идея осуждения феодального своеволия роднит старо-французкую «Песню о Роланде» с памяткой древнерусской литературы конца XII ст. «Словом о полке Игоревым», в которой также звучит страстный призыв к князьям прекратить распри и объединиться для отпора грозному нашествию кочевников. Тема пронизана любовью к родному краю и народу, переживанием за их будущее. Изображая картину опустошения Русской земли, раздор между князьями, автор «Слова о полке Игоревым» призывает забыть о собственных эгоистических интересах, превыше всего опекаться делом всенародной.
Роланд — отважный рыцарь, который превыше всего заботится об интересах своего короля и государства. Ради выполнения патриотичной обязанности до конца он готов отдать свою жизнь. Роланд высоко ценит дружбу, его товарищеские отношения с Оливером перерастают в духовное единство. Но мудрая предусмотрительность Оливера не спасает храброго и вместе с тем безумного Роланда. Духом героической человечности преисполненные сцены прощания Роланда с товарищами, его думы о мертвых и живых, короле и Франции, о судьбе своего боевого оружия. Здесь полностью раскрывается мужество и духовная красота народного героя:
— Мой добрый меч, в Дюрандале верный,
— Когда я умру, ты больше не нужен!
— А сколько битв с тобой выиграл я,
— А сколько царств завоевано тобой
— Для императора с седою бородой!
— Ты не попал у руки трусам,
— Тобой владел такой вассал,
— Что не знает уже Франция — красота!
В «Песне о Роланде» четко выраженные авторские благосклонные взгляды на христианство. К Богу постоянно обращается Карл, помощь у него ищут Роланд, его воины. Франки в поэме выполняют особую, божественную миссию. Многочисленные небесные соревнования, религиозные призывы, молитвы надышат воинов на борьбу с «поганцами». Постоянно подчеркивается и небесная поддержка, которую Бог и святые предоставляют франкам. Так, по просьбе франков Бог продолжает день, чтобы к закату солнца Карл отомстил за смерть Роланда и его отряда. Победив врагов, французский король силой окрестил неверных. Итак, победа Франции отождествляется с подвигом у имени христианской веры. Религиозная проблема — утверждение торжества христианства, его распространение как ручательство могущества и славы государства — главная в поэме.