Сочинение анализ произведений «Горе от ума» и «Евгений Онегин»
Школьное сочинение: Женские образы в произведениях А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В произведениях А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин» особое внимание уделено изображению женских образов. Главной героиней комедии «Горе от ума» является Софья Фамусова, а главным женским персонажем «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина. И Софья, и Татьяна молоды, прекрасны, любят и любимы. Обе хотят быть счастливыми. Но, эти два персонажа имеют совершенно разные характеры. Характер
В собственной, личной ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное». Образ Татьяны более простой и, соответственно, более понятен. Вообще, Татьяна Ларина является женским идеалом для Пушкина: «Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!» — так говорил о своем персонаже великий поэт. Татьяна своей простотой и душевностью, близостью к народу,
Софья Фамусова, наоборот, стала настоящей светской дамой и ее место только в обществе. Но Софья, будучи светской дамой, отличается от других женщин, которые ее окружают. Прежде всего это выражается в ее любви к Молчалину. Ведь Софья могла выбрать себе совершенно другого спутника жизни, который полностью соответствовал бы требованиям ее отца: «кто беден, тот тебе не пара». Софья имеет свою точку зрения, она будет ее отстаивать, даже если придется противопоставить себя окружению. Но, к сожалению, общество, в котором она жила, ее окружение, в котором «Фамусовы и Скалозубы являются правителями страны», не дали развиваться положительным качествам героини Грибоедова. Софья становится как все, впитывая весь негатив своего окружения. Все это приводит к тому, что она не находит общего языка с Чацким, не понимает его мыслей, действий, стремлений.
Она разочаровывается в Молчалине, который выбрал Софью «по должности». Пушкин, рассуждая о женском образе, созданном Грибоедовым, считал, что Софье присущи абсолютно несовместимые качества. Она одновременно может быть мечтательной и практичной, наивной и расчетливой. Софья умеет страдать сама и в тоже время жестоко насмехаться над страдающим человеком, как в случае с Чацким. Общей чертой Татьяны и Софьи является их любовь к чтению различных сентиментальных романов. Под их влиянием, обе девушки мечтают о возвышенном чувстве, о прекрасной, чудесной любви: «Кокетка судит хладнокровно,
— Татьяна любит не шутя
— И предается, безусловно,
— Любви, как милое дитя.».
И Татьяна, и Софья умеют любить. Их чувства настоящие, искренние. Поэтому Софья чувственно рассказывает Лизе о свидании с Молчалиным:
— «Возьмет он руку, к сердцу жмет,
— Из глубины души вздохнет,
— Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
— Рука с рукой, и глаз с меня не сводит».
Любовь Софьи сильна и поэтому она очень страдает, когда узнает настоящую сущность своего возлюбленного. Татьяна также сильно переживает, когда ей открывается другой Онегин, после посещения его усадьбы:
— «Кто ж он? Ужели подраженье,
— Ничтожный призрак, иль еще
— Москвич в Гарольдовом плаще,
— Чужих причуд истолкованье,
— Слов модных полный лексикон.
— Уж не пародия ли он?».
Татьяна и Софья теряют романтическое восприятие любви, жизни. И Грибоедов, И Пушкин в образах главных героинь своих произведений сумели показать душу истинно русской женщины.