Поэтический образ произведения «Медный всадник»
Пушкин и воздвиг нерукотворный памятник-поэму рукотворному — статуе. «Медный всадник», скорее по инерции, все еще часто называют поэмой и присоединяют к поэме. Но самая по объему маленькая из пушкинских «поэм», она среди них и самая большая. Кажется, ничто из пушкинских произведений не вызывало и не вызывает такого все нарастающего количества исследований, комментариев, споров, как эта «петербургская повесть» [а не поэма). Эта внешняя примета ее существования бросает свет и на ее внутреннюю жизнь. Эта повесть в простой и сжатой
В «Медном всаднике» предстает не просто историческое событие в своей однозначности, определенности и концентрированности, но идея истории, се философия, ее движение, ее явленность в самом большом (великий деятель в двух своих, неразрывно связанных ипостасях: Петр — Медный всадник) и в самом малом (Евгений). Поэма обнажает трагический смысл исторического развития. «Человек,- писало «Медном всаднике» Андрей Платонов,- уничтожается вместе со своей любовью. Это не победа Петра, но это действительная
Очевидно, главная причина того, что роман не был продолжен и закончен, заключалась в невозможности освоения в конце 20-х годов всей совокупности ИСГОЧЕШКОВ: исторических материалов, опубликованных и архивных, русских и инострааных. Именно углубляющийся историзм пушкинского мышления заставил прервать работу над историческим романом, требовавшим многозначного изображения эпохи и исторического героя, каким; был Петр I.
И последним трудом Пушкина стала «История Петра». В то время совсем непривычно должны были прозвучать слова одного из главных тезисов: Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указаниями.
Тезис этот, однако, не был исходным и предвзятым. Труд Пушкина над «Историей Петра» с начала 30-х годов отличается от предшествующего обращением к разнообразным материалам. Прежде всего архивным, таким, например, как строго засекреченное следственное дело царевича Алексея. Добился Пушкин от царя и возможности изучить материалы, содержавшиеся в библиотеке Вольтера, который сам работал над «Историей России в царствование Петра Великого». Библиотека эта, как известно, была приобретена еще Екатериной II. Через А. И. Тургенева, много занимавшегося в иностранных архивах, Пушкин, за границу не выпускавшийся, опосредованно ознакомился с парижскими документами, в частности с сообщениями французских послов при русском дворе. «Последнее время,- писал А. И. Тургенев,- мы часто видались с ним и очень сблизились; он как-то более полюбил меня, а я находил в нем сокровища таланта, наблюдений и начитанности о России, особенно о Петре и Екатерине, редкие, единственные. Сколько пропало в нем для России, для потомства, знают немногие; во потеря, конечно, незаменимая. Никто так хорошо не судил русскую новейшую историю: он созревал для нее и знал и отыскал в известность многое, чего другие не заметили».