Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина

Пафос военно-патриотической героики Отечественной войны, нашло свое яркое выражение в значительнейшем произведении пушкинской лицейской лирики 1814 года — «Воспоминаниях а Царском Селе», прочитанном самим Пушкиным на публичном лицейском, переходном с младшего курса на старший, экзамене в присутствии многочисленных гостей и Державина 8 января 1815 года.
Стихотворение было написано Пушкиным по заданию лицейского профессора Галича. Две последние строфы в первоначальной редакции отсутствовали и были дополнительно написаны после известия

о согласии Державина лично приехать в Лицей. Воспоминания в Царском Селе» — произведение, несущее на себе явные черты ученичества, совмещает следы воздействия на складывавшуюся собственную и самобытную поэтическую систему молодого Пушкина поэтических систем Державина, Жуковского, Батюшкова и даже Оссиана, воспринятого и преломленного в его русской интерпретации. Стихотворение начинается великолепным по своей стилизации (воспроизводящей обобщенные в сложном сплаве характерные черты поэтики и Державина, и Жуковского, и Батюшкова одновременно) ночным пейзажем Царского Села, придающим всему отрывку особо
торжественный и значительный колорит:
— Навис покров угрюмой нощи
— На своде дремлющих небес;
— В безмолвной тишине почили дол и рощ,
— В седом тумане дальний лес;
— Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
— Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
— И тихая луна, как лебедь величавый,
— Плывет в сребристых облаках.
Появление в конце этой строфы луны не только элемент пейзажа, но и определенный момент композиционного характера: она необходима для того, чтобы в ее свете показать и перечислить предметы последующего описания. После перечисления элементов окрестного пейзажа (холм, луг, тополь, ива, водопады, озеро) идет развернутое описание встречающихся в Царском Селе на каждом шагу свидетельств военной мощи и славы России: памятник на озере в честь А. Г. Орлова-Чесменского, памятник в честь побед Румянцева,. А затем — обобщение и хвала полководцам, утвердившим военную мощь России, и поэтам, прославившим их подвиги: Державину- как певцу Суворова, Петрову — как певцу Румянцева. От этой картины прошлого века Пушкин переходит к настоящему — к только что закончившейся Отечественной войне:
— Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
— Коварством, дерзостью венчанного царя;
— Восстал вселенной бич — и вскоре лютой брани
— Зарделась грозная заря.
Подготовляя в 1819-1820 годах издание своих стихотворений отдельным сборником, Пушкин внес в «Воспоминания» ряд исправлений, выбросив вторую и предпоследнюю строфы и устранив в ряде мест восторженное обращение к Александру I.
Чтение Пушкиным своих «Воспоминаний в Царском Селе» на лицейском экзамене в 1815 году было подлинным триумфом молодого поэта. Тотчас же после экзамена, который был воспринят всеми присутствовавшими как передача Державиным своей поэтической лиры, Пушкин посылает Державину свое стихотворение, собственноручно переписанное.
— Влернв в латинщину глубокой разум свой
— Трикраты уязвленный
— На приступе штыком!
— Двуструнной балалайкой
— Походы прозвени
— Про витязя с нагайкой,
— Что в акупел и в огни.
— Летал перед полками,
— Как вихорь на полях,
— И вкруг его рядами
— Враги ложились в прах!
— Летел на встречу славы
— Но встретился с ядром

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина