Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Повесть А. С. Пушкина » Капитанская дочка «, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и в сравнительно короткое время, воссоздает сложную картину жизни России XVIII века. Перед нами проходят исторические лица: Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II, а также множество вымышленных героев. Но среди них нет случайных, бездейственных фигур. За каждым персонажем стоит определенная общественная сила, так или иначе причастная к изображаемым событиям.
Одну из таких сил представляет Петр Гринев — молодой
Швабрин — типичный представитель «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени. Он исполнен равнодушия и презрения к простым и честным людям, а чувство чести, которое было воспитано в молодом Гриневе с детства, в Швабрине развито очень слабо. Внешняя образованность и блеск соединились в этом человеке с внутренней моральной опустошенностью, потребительским отношением к жизни и окружающим. Именно в сравнении с этим героем положительные черты Гринева — честность, порядочность, готовность защищать любимого человека — выглядят очень ярко. Эти качества особенно заметны в отношении к Маше Мироновой, которой оба героя были увлечены. Из-за этой девушки между Гриневым и Швабриным произошла дуэль, а в разгар Пугачевского восстания произошли новые события, увеличившие пропасть между молодыми людьми. Швабрин проявил настоящую низость, выкрав Машу, Гринев же не пожелал оставить любимую девушку в беде, приехал освободить ее, не побоявшись гнева Пугачева. Нужно отметить, что жизнь не раз сталкивала молодого человека с предводителем крестьянского восстания Емельяном Пугачевым, но для Гринева, преданного России и государыне, движение, возглавляемое Пугачевым, связано было в первую очередь с людь-ми, отказавшимися от честного труда, а крестьянское восстание он 1 воспринимал как постоянные грабежи, насилие и злодейства.
В своих суждениях Гринев неизменно дает отрицательную оценку Пугачеву и его движению, но, не разделяя взглядов Пугачева как предводителя народного восстания, он сочувствовал ему как человеку, который проявил к нему самому чуткость и внимание.
Мысль о Пугачеве
— «неразлучна была в молодом человеке. с мыслию о пощаде, данной им. в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении. невесты из рук гнусного Швабрина».
Гринев был воспитан в дворянской семье и свято чтил представления о долге и чести офицера. Как офицер и дворянин, он не мог поступить на службу к Пугачеву, не мог «изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями.». По его мнению, любой офицер, нарушивший присягу и дворянский долг — преступник. А Швабрин к тому же — наглый эгоист, который стал сторонником Пугачева не из идейных, а из корыстных соображений. Он беспринципный карьерист, бесчестный и коварный. Не случайно Марья Ивановна — девушка искренняя, чистая, с тонко чувствующей душой — очень не любила Швабрина, он был ей просто противен. Нравственная ущербность этого персонажа отражается и на его «отменно некрасивом» лице. Верный своему классу и государыне, дворянин Петр Гринев привлекает своей добротой, смелостью, развитым чувством собственного достоинства, благородством души и преданностью идеалам. На наших глазах он прошел нелегкий путь взросления и возмужания и превратился в человека сильного духом, умеющего любить и прощать, не теряя собственного достоинства и чести, служить своей родине. Пройдя через множество испытаний, он многому научился и осознал: любая ситуация, любой конфликт могут быть решены, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимном уважении.
Воплотив все эти качества в образе дворянина и офицера Петра Гринева, автор утверждает свою любимую теорию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее в создании Русского государства, вставшее в оппозицию к дворцовым переворотам, оттесненное от власти, разочаровавшееся, тем не менее сохраняет в себе лучшие сословные свойства.
В образе же Швабрина Пушкин воплотил черты полностью противоположные, тем самым показывая, что «новая знать», которая приобрела политическую и экономическую власть, лишена благородства, совести, чести и любви к родине.