Народ и личность в романе “Капитанская дочка”

Самой постановкой вопроса о благородном воздействии народных масс на личность Пушкин как бы предугадывал выход из тупика последекабрьских лет: общественный прогресс в России возможен только с учетом активности интересов трудового народа. Роль гегемона в политических преобразованиях могли выполнять люди, обладающие высокими моральными качествами. Придавая этим факторам большое значение, писатель опережал тем самым постановку в русской литературе проблемы положительного героя.
Таким образом, в “Капитанской дочке” узловые вопросы

русской общественной жизни освещены на уровне самого передового для середины 30-х годов XIX в. мировоззрения.
Роман вызывает сочувствие к угнетенному народу, проникнут пониманием того, что главная причина его бедственного положения, а значит, и протеста коренится в системе крепостных отношений. Не принимая крестьянскую войну, видя в ней стихийный и жестокий “бунт”, Пушкин, однако, связывает надежды на обновление страны с пробуждением в народе огромных потенциальных сил. Соединение “воли” народа как воли истории с “разумом” прогресса – вот что, по смыслу художественных картин “Капитанской
дочки”, могло бы стать основой развития подлинной свободы и просвещения. Роман, написанный о прошлом, оказывался книгой о настоящем и будущем России.^Щ. В. Гоголь считал “Капитанскую дочку” лучшим русским произведением “в повествовательном роде”. Отмечая лаконизм, необычайную выразительность картин, каждая из которых полна глубокого жизненного смысла, Гоголь писал: “.Сравнительно с “Капитанской дочкой” все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры, простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только сама правда, но еще как бы лучшее ее”. [^Мастерство Пушкина-реалиста проявилось в. труднейшем из прозаических жанров – в жанре исторического романа. С задачей изображения прошлой жизни не в хроникально-справочном описании, а в художественном изображении, где бы “романическое происшествие без насилия” входило в “раму обширнейшую происшествия исторического”, Пушкин справился блестяще. В выявлении зависимости частной судьбы человека от развития истории, общественных условий заключалась величайшая победа Пушкина как исторического романиста.
Специфические задачи возникают у авторов исторических романов при изображении действующих лиц как вымышленных, так и реальных. Персонажи должны отличаться не только особенностями личного склада характера, но и заключать в себе черты времени, “дух” эпохи. В героях “Капитанской дочки” это выявлено с редкой убедительностью и полнотой. К примеру, Гринев, действующий в романе как вымышленный персонаж, исторически достоверно отражает уровень развития, характер, несомненно, лучших, но не исключительных представителей дворянской провинциальной молодежи конца XVIII столетия.
^Передача исторического колорита требует соответствующих приемов повествования, прежде всего стилевых. В годы Пушкина почти все исторические романисты исходили из убеждения в том, что воспроизведение прошлого немыслимо без обильного включения в текст архаических оборотов и терминологии, цитат из старинных грамот, указов, летописей, исторических книг и т. п. Разумеется, опора на эти материалы не




What is characteristics of verbs.
Сейчас вы читаете: Народ и личность в романе “Капитанская дочка”