Своеобразие творчества М. Пришвина на примере сказки были “Кладовая солнца”


Михаил Михайлович Пришвин родился в Орлов­ской губернии. Гимназическое образование получил в России, дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. В Россию он вернулся агрономом и некоторое время работал по специальности, но, по словам его коллег, “почувствовал особое тяготение к русскому языку”. Чтобы оценить Пришвина как пи­сателя и мыслителя, достаточно процитировать слова А. М. Горького из письма к Пришвину: “Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знато­ка природы и чистейшего поэта ее, как Вы, М. М., в нашей литературе – не было. у многих природа рус­ская порою вызывала сердечные слова, но ни у кого не находил я все охватывающей, пронзительной и ли­кующей любви к земле нашей, ко всему живому и якобы смертному.”.
В. А. Солоухин писал: “Фотографическая точность в прозе сочетается с высокой поэзией, и это-то сочета­ние является главной отличительной чертой При­швина как художника”. Нужно отметить и еще одну особенность пришвинской прозы. Как правило, у пи­сателя описание природы, пейзаж имеет вспомога­тельное значение, помогает воссоздать обстановку, создать настроение, объяснить или выявить душевное состояние героев. В произведениях Пришвина природа живет еще и самостоятельно, рождая движение души и мысль. Не каждому даны такой душевный на­строй, тонкая наблюдательность, чтобы перенести


свои ощущения в чистый простой язык.
Главное действующее лицо в рассказах М. М. При­швина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник слова, искатель правды. В своем дневнике Михаил Михайлович писал: “Чувство при­роды есть чувство жизни личной, отражаемой в при­роде: природа это я. Труднее всего говорить о себе, от­того так и трудно говорить о природе”.
Наиболее известное произведение Пришвина – сказка-быль “Кладовая солнца”. “Кладовая солн­ца” – волшебное название. Начало произведения по стилю и ритму напоминает сказочный зачин: “В од­ном селе, возле Блудова болота.”. Но тут же автор дает вполне конкретные указания места, времени, об­стоятельств повествования. В сказках часто дети ос­таются сиротами и живут самостоятельно. Сказочной кажется “чудесная вещь” – компас. В сказках часто встречаются такие предметы, которые помогают геро­ям в трудных ситуациях: волшебный клубок, яблоч­ко, сапоги-скороходы. Но мы знаем, что компас дей­ствительно необходимая вещь, реальный помощник. Как и в русских сказках представлены образы живот­ных и птиц. Волку и тетереву автор дает прозвища – Серый помещик и Косач. Ели, встречающиеся на пути Митраше, предстают в образе старушек: “Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот она голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а в другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок.”. Да и сам сюжет является тради­ционно сказочным: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.
Как же сам автор определяет жанр своего произве­дения? Для него “сказка-быль” – это неделимое по­нятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведения Пришвина. Сказочные образы метафоричны, богаты сравнениями. Когда же автор говорит о реальных событиях, то подчеркивает вол­шебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы.
В описании детей чувствуется авторская любовь и нежность: “Они были очень милые”. Портретным описаниям придана сказочная прелесть: “волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом”, “вес­нушки по всему лицу были крупные, как золотые мо­нетки. Только носик один был чистенький и глядел вверх”. Часто упоминается эпитет “золотой”, напо­минающий о солнце – символе тепла и жизни.
Прозвище “Мужичок в мешочке” означает, что Митраша, хоть и невелик пока, но уже обладал каче­ствами “мужичка”.
Мы не видим детских игр и развлечений, на плечи детей легла забота о хозяйстве. На протяжении всего текста автор и восхищается детьми, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”.
Как и в сказке, добрые силы природы ведут борьбу со злыми и побеждают. Победу одерживают силы доб­рые, как и в обычной для сказки счастливой развязке.
О своеобразии творчества М. М. Пришвина очень емко сказал В. А. Солоухин: “Основная тема творче­ства Пришвина, основной объект его художественно­го исследования – человек. Человек и природа. Вос­приятие природы человеком, влияние природы на че­ловека, взаимодействие человеческой души и природы, тончайшие и глубокие движения человече­ской души в ответ на те или иные проявления приро­ды”.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Этапы литературы от античности.
Сейчас вы читаете: Своеобразие творчества М. Пришвина на примере сказки были “Кладовая солнца”