Пришвин умел и любил описывать зримое, реально существующее
Это трудное уменье художественно описывать действительность свидетельствовало о реалистической основе пришвинского взгляда на мир. Оказалось, что в сказочном краю непуганых птиц «живут себе люди как люди», т. е. борются, страдают. Так была разоблачена одна из «сладостных» легенд о народе, исполненном особого староотческого благочестия. Разоблачение интеллигентских иллюзий является едва ли не самой существенной чертой всего предоктябрьского реалистического творчества Пришвина. О своем реализме он мог еще тогда сказать так: реалист
Пришвин умеет измерять и ценить человека не по дурному, а по хорошему в нем: каждый человек должен хоть раз в жизни почувствовать себя победителем стихии или каких-либо неблагоприятных условий существования.
Пришвин — выдающийся изобразитель животного царства. Но это только половина того, что он есть. Белинский писал: «Где кончается царство животных, там начинается царство человека». Самое близкое Пришвину
Тысячи неуловимых деталей подмечает его острый глаз стрелка, в «Жень-шене» разговаривают ручей, бабочки, писатель слышит шелест мира, земли, и обо всем этом он рассказывает языком, предназначенным как бы для близкого друга, но таких друзей-собеседников у него множество — все его читатели. Тут у Пришвина есть своя «тайна» — неподражаемое искусство сочетания слов, его поэтический непринужденно выразительный синтаксис, как будто писатель вовсе и не работает над слогом, а он сам ложится таким на бумагу. Интимность, непринужденность не составляют, однако, всего стиля Пришвина. Он — шире, богаче. В обычной «объективной», повествовательной манере писатель добивается подчас потрясающей выразительности, картинности, музыкальности.