Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем твор­честве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авто­ров, являясь предметом восхищения, источником вдох­новения, утешения, счастья. Но, наверное, ни один тво­рец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно — женское счастье, и в особенности — счастье простой крестьянки.
Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Не­красов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепост­ничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селя­нок, счастливы ли они. О том, каково оно — бабье счас­тье, поведала им Матрена Корчагина.
Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности: Мне счастье в девках выпало. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я.
Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы по­дольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приуче­на она к труду и любит его:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке осве­житься и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться. Честная, прямая, скромная, Матре­на не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, «на беду», выискался жених ей из далеко­го Петербурга и добился-таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» — вздыхает Матрена.
А потом — чужая семья,...

«большущая, сварливая», где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и ос­корбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.
С рождением первенца Демушки жизнь Матрены оза­рилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые напад­ки родни. Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена ро­дила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.
Такое оно — бабье горькое счастье: трудись не пок­ладая рук, терпи да помалкивай, расти детей — «На радость ли? (.) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь — вроде бы и жаловаться не на что: здоро­вая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:
По мне — тиха, невидима —
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?
Образ Матрены — собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина — воплощение бес­хитростной прямоты, добродушия, нравственной чисто­ты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жиз­ни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.
Некрасов с почтением и восхищением описывает рус­скую женщину — любящую жену и мать, которая, од­ному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, — пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)