Своеобразие лирики Н. А. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов — это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве.
Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне стали главными героями первых стихотворений поэта. Здесь уже отчетливо звучат две основные интонации Некрасова: разоблачительная, сатирическая и скорбная, лирическая. Поэт горячо осуждает помещиков и чиновников. Вот что он пишет о сути государственных служащих, переосмысливая «Колыбельную»
Будешь ты чиновник с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выду —
И махну рукой!
В день привыкнешь ты картинно
Спину гнуть свою.
Спи, пострел, пока невинный!
Баюшки-баю.
Некрасов подчеркивает, что люди, имеющие власть и богатство, думают только о себе. Они предатели своего народа. Благодаря подобным властителям, вся Россия напоминает следующую картину:
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Таков мир поэта: социальные противоречия, жестокая
Слышь, как щепка, худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу.
За трагедией Груши открывается нам общее горе народа.
Жизнь крестьян тяжела, сурова, и просто удивительно, как в этих условиях сумели они сохранить в себе множество прекрасных человеческих качеств: доброту, отзывчивость, ум и смекалку, талант, трудолюбие. Нельзя не верить в лучшее будущее такого народа — словно утверждает Некрасов в стихотворении «Железная дорога»:
Да не робей за отчизну любезную.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Некрасов страстно доносит до нас свои надежды. Он вообще был очень эмоциональным человеком. Это проявилось во всей его поэзии, в том числе — интимной. Стихи Некрасова о любви отличаются своим беспокойным напряжением, «мятежной страстью». Противоречивые чувства героев — это тоже их борьба с неблагополучным миром за счастье и радость жизни. Как правило, влюбленные вместе противостоят различным невзгодам. Но ссоры у них случаются, и они тоже нужны: после них страсть вспыхивает с новой силой и отступает прозаичность отношений:
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.
Острота чувств Некрасова отразилась и в теме творчества. Муза поэта поразила читателей непривычностью своего настроения. «Плачущей, скорбящей и болящей» предстает она перед нами. Это «Муза мести и печали», «неласковая», «угрюмая». Напев ее не может быть «сладкозвучен», потому что должен отвечать действительности:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Некрасов считает неуместными безмятежные лирические чувства — умиление, восторг, светлую грусть. Их вытесняют «озлобленность», «мрачность», «угрюмство».
Любовь и ненависть едины в творчестве поэта, так как нельзя, любя мир и человека, не ненавидеть то, что калечит их. Поэтому Некрасов до конца остается верен формуле:
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Некрасов завершил свой творческий путь неожиданным признанием:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
В этих словах и заключается своеобразие его лирики. Неповторимость Некрасова возникла из главной потребности времени: соединить поэзию со служением обществу, народу.