Жизненный и творческий путь Мережковский Дмитрий Сергеевич

Мережковский Дмитрий Сергеевич – известный поэт, романист, критик и публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1889 г. Мережковский женился на поэтессе Зинаиде Гиппиус. В 1892 г. вышел второй сборник стихов, под названием “Символы (Песни и поэмы)”, в 1896 – третий, “Новые стихотворения. 1891 – 1895”. Первое стихотворение этого сборника, “Дети ночи”, воспринималось как манифест русского декадентства. В 90-е годы Мережковский

много путешествует по Средиземноморью; памятники искусства и культуры открывают ему очарование античного мира, его гармонию. Мережковский переводит произведения древнегреческих классиков – трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, “Дафниса и Хлою” Лонга.
В начале 1900-х годов Мережковские и Д. В. Философов создают свое религиозное “троебратство”, исповедующее неохристианство. В их доме совершаются изобретенные ими богослужения ожидаемой Новой церкви. Середина 1900-х годов – время окончания поэтического творчества Мережковского. Выходит итоговая книга: “Собрание стихов. 1883 – 1903” и ее дополненный
вариант “Собрание стихов. 1883 – 1910”. После этого Мережковский занимается в основном публицистикой и литературной критикой, пишет драмы и прозу. К выдающимся критическим работам Мережковского можно отнести очерки “Толстой и Достоевский” и “Чехов и Горький”, публицистический очерк “Грядущий хам”, очень точный в прогностическом отношении. В статье “Революция и религия” (1907) Мережковский изобличает русское самодержавие как порождение Антихриста, призывая соединить “нашего Бога с нашей свободой”. В отличие от многих коллег-символистов, Мережковский считал, что литература должна помогать решать насущные проблемы общества; примерами могут служить Некрасов и Белинский (статья “Балаган и трагедия”, 1910, лекция “Завет Белинского.
Религиозность и общественность русской интеллигенции”, книга “Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев” – 1915). С 1906 по 1908 г. Мережковские были за границей, в Париже, где знакомилис с европейскими религиозными и общественными деятелями, а также с русскими эмигрантами – социалистами, революционерами (Савинков и др.). Мережковский написал ряд статей против русской монархии и церкви. По возвращении в Россию он становится одним из руководителей Религиозно – философского общества в Петербурге. Февральскую революцию 1917 г. Мережковский встретил восторженно; но в победе большевиков увидел торжество Хама, предсказанного им. Ненависть к большевикам и Советской власти Мережковский сохранил до самой своей кончины в 1941 году. В конце 1919 г. он вместе с женой нелегально выехал из России, сначала в Варшаву (где они безуспешно пытались организовать военную интервенцию против России), а затем – в Париж, где их дом стал одним из культурных центров эмиграции. Там он написал несколько книг философской эссеистической прозы (“Тайна трех. Египет и Вавилон”, “Тайна Запада. Атлантида – Европа”, “Иисус Неизвестный” и др.). Продолжал он писать и романы – дилогию, состоящую из романов “Рождение богов. Тутанкамон на Крите” и “Мессия”, посвященную зарождению “религии духа”.Умер 07.12.1941 г. в Париже. Очень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил с греческого и латинского; в “Вестнике Европы” (1890) напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический перевод “Дафниса и Хлои”, Лонга (1896). Переводы трагиков изящны, но, очень рано Мережковский выступает и в качестве критика: в “Северном Вестнике” конца 1880-х годов, “Русском Обозрении”, “Труде” и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков и пр. Часть их вошла в сборник: “Вечные Спутники” (с 1897 г. 4 изд.). В 1893 г. издана им книга “О причинах упадка современной русской литературы”.
Крупнейшая из критических работ Мережковского (первоначально напечатана в органе новых литературно-художественных течений “Мир Искусства”) – исследование “Толстой и Достоевский” (2 т., с 1901 г. 3 изд.). Из других критико-публицистических работ вышли отдельно: “Гоголь и Черт” (с 1906 г. 2 изд.), “М. Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества” (1909 и 1911), книжка “Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов” (1915) и брошюра “Завет Белинского” (1915). В “Северном Вестнике” 1895 г. Мережковский дебютировал на поприще исторического романа “Отверженным”, составляющим первую часть трилогии “Христос и Антихрист”. Вторая часть – “Воскресшие боги. Леонардо да Винчи” – появилась в 1902 г., третья – “Антихрист. Петр и Алексей” – в 1905 г. В 1913 г. издан отдельно (печатался в “Русской Мысли”) 2-томный роман “Александр I”.
В начале 1900-х годов Мережковский, изжив полосу ницшеанства, становится одним из главарей, так называемого “богоискательства” и “неохристианства”, и вместе с З. Гиппиус, Розановым, Минским, Философовым и др. основывает “религиозно-философские собрания” и орган их – “Новый Путь”. В связи с этим перестроем миросозерцания, получившим яркое выражение и в исследовании “Толстой и Достоевский”, Мережковский пишет ряд отдельных статей по религиозным вопросам. С середины 1900-х годов Мережковский написал множество публицистических фельетонов в “Речи” и др. газетах, а в последние годы состоит постоянным сотрудником “Русского Слова”. Религиозные и публицистические статьи Мережковского собраны в книгах: “Грядущий Хам” (1906), “В тихом омуте” (1908), “Не мир, но меч” (1908), “Больная Россия” (1910), “Было и будет. Дневник” (1915).
В Париже Мережковский, совместно с З. Гиппиус и Д. В. Философовым, напечатал книгу “Le Tsar et la Revolution” (1907). В сотрудничестве с ними же написана драма из жизни революционеров: “Маков цвет” (1908). Драма Мережковского “Павел I” (1908) вызвала судебное преследование, но суд оправдал автора, и книга была освобождена от ареста. Первое собрание сочинений Мережковского издано товариществом М. О. Вольф (1911 – 13) в 17 т., второе – Д. И. Сытиным в 1914 г. в 24 т. (с библиографическим указателем, составленным О. Я. Лариным). Романы Мережковского и книга о Толстом и Достоевском переведены на многие языки и создали ему громкую известность в Западной Европе.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Пари печорина и вулича.
Сейчас вы читаете: Жизненный и творческий путь Мережковский Дмитрий Сергеевич