«Герой нашего времени» (Женские образы в романе)

.надобно отдать справедливость женщинам
Они имеют инстинкт красоты душевной.
Лермонтов начал писать роман «Герой нашего времени» в 1838 году. Через два года роман вышел отдельным изданием и сразу же вызвал ожесточенные споры. Ведь в нем Лермонтов отвечает жизнью Печорина, молодого человека 30-х годов, на важнейший вопрос: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизни? Прогрессивные люди этого времени с восхищением восприняли роман, ибо нашли в нем правду,

нашли в нем свои сомнения, они приветствовали его, как «Евгения Онегина», и действительно, и тот и другой были настоящими откровениями, но реакционеры буквально взвыли, хорошо понимая, что этот роман произведет огромное впечатление на умы и сердца, что он поставит под сомнение разумность существующих общественных порядков. Хорошо известно отношение «жандарма Европы» Николая I к «Герою нашего времени». Достойную отповедь реакционным критикам дал сам Лермонтов в предисловии к своему роману: «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы
того желали?»
О Печорине можно говорить бесконечно, ибо Лермонтов проник «в самые глубины души человеческой.». Но он не один на сцене жизни. Его сопровождает множество людей, и среди главных героев мы видим женщин, столь чудесно выписанных пером Лермонтова. Сам Печорин в своем дневнике признается, что «кроме их на свете ничего не любил». Так кто же они? Контрабандистка. В ней действительно собраны качества, свойственные этой профессии. Ее душа словно срослась с непостоянным, бурным морем. Она смела, решительна: обнаружив, что Печорин узнал, что случилось ночью на морском берегу, и якобы собирается донести коменданту, она решается убить его, проявив завидную хитрость, ловкость и силу. Она искренне грустит и беспокоится о Янко в бурную ночь. Но в то же время она чудовищно жестока к бедному слепому и старухе! Ее духовный мир скуден. Ее стремления и заботы ограниченны, деньги определяют их. «Ну что же? В воскресенье ты пойдешь в церковь без новой ленты», — подтверждает это слепой. «В ней много породы.» И именно порода движет ею, она подвластна лишь ей.
Дочь гор Бэла. Она также выросла среди природы и простых людей, но как она отличается от контрабандистки! Порывы ее души глубоко разумны и человечны. Она обладает особенной гордостью, даже когда она говорит Печорину, что она его пленница, и, следовательно, он может поступить с ней, как хочет, в ней ощущается ее человеческое достоинство. «Я не раба его», — гордо бросает Бэла. Ее долгое молчание, равнодушие к подаркам, ее гордость еще более подчеркивают глубину и силу ее любви. Она замкнута и не говорит о своих страданиях, но ее короткие ответы Максимычу, ее потускневшие глаза говорят больше, чем пространные монологи. «Так шествовала по земле дочь Черкесии», но. Появление Казбича заканчивается для нее трагически. Но и умирая, Бэла самозабвенно любит Печорина, и этой любви еще большую красоту, еще большую силу придает ее верность своей вере, хотя это не оставляет ей надежды на встречу с Печориным в «царстве мертвых».
Но Бэла своими глазами, которые «так и заглядывали к вам в душу», не смогла постичь глубины души своего любимого. Это смогла сделать единственная женщина — Вера. Она «проникла во все тайны души» его, она поняла, кто он такой, но это не охладило ее любви, ее «глубокой нежности, не зависяще

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Герой нашего времени» (Женские образы в романе)