“Герой нашего времени” (Женские образы в романе)


.надобно отдать справедливость женщинам
Они имеют инстинкт красоты душевной.
Лермонтов начал писать роман “Герой нашего времени” в 1838 году. Через два года роман вышел отдельным изданием и сразу же вызвал ожесточенные споры. Ведь в нем Лермонтов отвечает жизнью Печорина, молодого человека 30-х годов, на важнейший вопрос: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизни? Прогрессивные люди этого времени с восхищением восприняли роман, ибо нашли в нем правду, нашли в нем свои сомнения, они приветствовали его, как “Евгения Онегина”, и действительно, и тот и другой были настоящими откровениями, но реакционеры буквально взвыли, хорошо понимая, что этот роман произведет огромное впечатление на умы и сердца, что он поставит под сомнение разумность существующих общественных порядков. Хорошо известно отношение “жандарма Европы” Николая I к “Герою нашего времени”. Достойную отповедь реакционным критикам дал сам Лермонтов в предисловии к своему роману: “Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?”
О Печорине можно говорить бесконечно, ибо Лермонтов проник “в самые глубины души человеческой.”. Но он не один на сцене жизни. Его сопровождает множество людей, и среди


главных героев мы видим женщин, столь чудесно выписанных пером Лермонтова. Сам Печорин в своем дневнике признается, что “кроме их на свете ничего не любил”. Так кто же они? Контрабандистка. В ней действительно собраны качества, свойственные этой профессии. Ее душа словно срослась с непостоянным, бурным морем. Она смела, решительна: обнаружив, что Печорин узнал, что случилось ночью на морском берегу, и якобы собирается донести коменданту, она решается убить его, проявив завидную хитрость, ловкость и силу. Она искренне грустит и беспокоится о Янко в бурную ночь. Но в то же время она чудовищно жестока к бедному слепому и старухе! Ее духовный мир скуден. Ее стремления и заботы ограниченны, деньги определяют их. “Ну что же? В воскресенье ты пойдешь в церковь без новой ленты”, – подтверждает это слепой. “В ней много породы.” И именно порода движет ею, она подвластна лишь ей.
Дочь гор Бэла. Она также выросла среди природы и простых людей, но как она отличается от контрабандистки! Порывы ее души глубоко разумны и человечны. Она обладает особенной гордостью, даже когда она говорит Печорину, что она его пленница, и, следовательно, он может поступить с ней, как хочет, в ней ощущается ее человеческое достоинство. “Я не раба его”, – гордо бросает Бэла. Ее долгое молчание, равнодушие к подаркам, ее гордость еще более подчеркивают глубину и силу ее любви. Она замкнута и не говорит о своих страданиях, но ее короткие ответы Максимычу, ее потускневшие глаза говорят больше, чем пространные монологи. “Так шествовала по земле дочь Черкесии”, но. Появление Казбича заканчивается для нее трагически. Но и умирая, Бэла самозабвенно любит Печорина, и этой любви еще большую красоту, еще большую силу придает ее верность своей вере, хотя это не оставляет ей надежды на встречу с Печориным в “царстве мертвых”.
Но Бэла своими глазами, которые “так и заглядывали к вам в душу”, не смогла постичь глубины души своего любимого. Это смогла сделать единственная женщина – Вера. Она “проникла во все тайны души” его, она поняла, кто он такой, но это не охладило ее любви, ее “глубокой нежности, не зависяще



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Реализм в английской литературе.
Сейчас вы читаете: “Герой нашего времени” (Женские образы в романе)