Краткое содержание «Незрелые ягоды крыжовника» Петрушевской
Петрушевская Людмила Стефановна
Рассказ Л. С. Петрушевской «Незрелые ягоды крыжовника»
Людмила Петрушевская — наша современница. Автор множества пьес, повестей и рассказов, прожила богатую литературную жизнь. Среди прочих Л. Петрушевская создала рассказ Незрелые ягоды крыжовника. Конечно, сразу интригует название, которое ни что иное, как определение, данное двадцатилетним ребенком для развивающейся груди: колючка в самом сердце, а вокруг росла припухлость размером с крупную ягоду крыжовника.
Центральное место в произведении
Произведение начинается со слов о том, что девочка попадает в санаторий для ослабленных детей — по сути, лесную школу, где ей предстоит прожить до весны. Причем мир для маленькой заурядной девочки — это вечная проблема того, что и кому ответишь, где встать, как реагировать, чтобы не били, не дразнили, не вытесняли. В жизни девочки есть и любовь — маленький, обыкновенно красивый мальчик Толик. И, несмотря на то, что девочка для него высока, для нее он — Гермес, изучающий свою энергию, бесенок с золотым
Однажды, когда главная героиня становится свидетельницей банальной дружеской потасовки мальчишек, ей вдруг слышится, как Толик кричит: У-ю-йуй, после того, как один из мальчишек толкает его нечаянно в грудь. В голове двенадцатилетней девочки возникает лучик света, ее начинает переполнять эмоция радости: он также прост, как я, он не бог, он такой же головастик. В то же примерно время в жизни девочки случается так, что она теряет калошу, ту самую необходимую вещь, без которой невозможно дойти до столовой. Она пишет маме трогательное письмо с просьбой прислать калошу, а пока мама ее отправит, девочка ходит в одной своей, а вторую ногу обувает в большую, неимоверно большую калошу, выданную учительницей на время.
Общество, любое, даже такое юное, отвергает тех, кто чем-то не похож: не так говорит, не так одет, не то делает. Л. Петрушевская называет общество стоглазой гидрой, способной ущипнуть, подставить подножку, ударить, или — дико смеяться при виде большой калоши. Девочка становится изгоем. В столовую она шаркает позади всех, и над ней откровенно смеются. В один из таких дней, когда отряд после ужина направляется в корпусы, девочка отстает, как всегда. Да так, что оказывается среди мальчишек. Мальчишки, словно волки, отрезают ей дорогу и стягиваются в узел вокруг нее. Круг начинает сжиматься, девочка визжит, видя далеко впереди уходящих девочек, но те, ухмыльнувшись, скрываются из виду. Девочка визжит пуще прежнего, и этот крик разрывает цепь. Она убегает, теряя калошу, размазывая слезы и сопли, врывается в корпус. Таким образом, избегая того, что автор именует быть опущенным, героиня врывается в прежний мир. К ней начинают относиться как раньше, до калоши, все входит в привычные рамки. Не успокаивается один Толик. Он заводит привычку время от времени прижимать героиню к стенке, нагло смотреть на нее и цинично шептать какие-то слова. В таких случаях девочка ничего не в силах сделать, молча смотрит на него. А он, будучи ниже ее на полголовы, шепчет: Ну что, черт влюбленный? Ну что черт влюбленный?
Время идет своим чередом, наступает весна, в санатории устраивается прощальный вечер, танцы. На дамский танец героиня приглашает Толика. Оттанцевав, она идет реветь в гардеробную: реветь о своей любви, по отъезду, который никак нельзя отложить.
Спустя годы, сохранив о Толике воспоминания, как о первой и трогательной любви, однажды она все-таки общается с ним — по телефону. В многотысячной Москве Толик находит ее номер, но героиня живет в коммуналке, всем жильцам любопытно, кто звонит, и поэтому на его просьбу сходить в кино она отвечает: Не пустят, Ленка, поздно уже. И правильно делает — ибо в трубке слышны чьи-то еще смешки и шепот. Ясно, что наглый мальчик Толик вырос, и знает применение чужой несчастной любви — он звонит еще несколько раз, но и та маленькая девочка с незрелыми ягодами крыжовника в груди выросла, а круг опасности остался там, в далеком октябрьском вечере, в который нет возврата.
Так заканчивается рассказ Л. Петрушевской Незрелые ягоды крыжовника.