Сюжет трилогии Дюма “Три мушкетера”

Известен на весь мир романе Дюма “Три мушкетера”. В романе “Три мушкетера” воплощены новое видение действительности и истории, характерное для писателя первой половины 40-х годов. Если прежде его интересовала эпоха, то теперь во всех эпохах он ищет яркую личность. В “Трех мушкетерах” мы встречаем ряд героев, которые в следующих романах трилогии “Двадцать лет спустя” и “Виконт де Бражелон” попадут в новую эпоху. Исторические обстоятельства изменяются, герои остаются. Если в “Генрихе III” герои были будто не на

своих местах, то в “Трех мушкетерах” – наоборот. Стараясь влиять на политику, ни Ришелье, ни королева, ни кто-нибудь другой не стремится занять место короля, а тот, в свою очередь, не старается сосредоточить всю власть в своих руках, угроза кардинала оставить пост первого министра пугает его.
Важно, что Дюма подчеркивает ценность личности как таковой, вне званий и титулов. Автор останавливает наше внимание на мысли о призрачности целей, человеческих стремлений – славы, почестей, карьеры. Вся жизнь главного героя – Д’Артаньяна – это ступеньки к высшим военным чинам. Неслучайно в конце каждой из книг трилогии
автор говорит о том, чего достиг отважный гасконец на данном этапе. В конце “Трех мушкетеров” он вписывает свое имя в патент на получение лейтенантского чина. “Через двадцать лет” Д’Артаньяна назначают капитаном королевских мушкетеров.
И, в конце концов, в финале трилогии приходит весть о его гибели на поле боя в чине маршала. Карьера сделана, но счастлив ли герой? Дюма нарочно порывает с героем в тот миг, когда тот становится маршалом. Вручая Д’Артаньяну давно заслуженную награду лишь перед смертью, писатель подчеркивает всю никчемность погони за славой и богатством. Знаменательно, что Дюма значительное внимание уделяет жизни и поведению героя в определенный промежуток времени. Для него важен миг жизни и то, как проявляет себя герой в этот миг.
Герои романа будто остаются без прошлого и будущего, они живут только сейчас и здесь. Миг жизни максимально насыщается, поскольку он и является наивысшей ценностью. Нужно также заметить, что мир героев очень тесный: где бы не находились мушкетеры, в Париже, на юге или на севере Франции, даже в Англии, – везде они встречают то миледи, то кардинала, то короля. Логика принуждает Дюма сталкивать своих героев в разных ситуациях, разыгрывать разные комбинации и внимательно следить за правдоподобием развязок с учетом исключительности своих героев. Герои Дюма деятельные, от них веет энергией, оптимизмом, избытком сил, праздничностью. Они расценивают каждый момент своей жизни как неповторимый и живут с такой полнотой и отдачей, что не могут не привлекать читателя. Эта особенность произведений Дюма – обычное продолжение особенностей характера самого писателя. Все современники отмечали необыкновенное жизнелюбие и жизнерадостность Дюма. Человек щедрой души, он всегда любил быть в окружении друзей, для которых умел пожертвовать многим. Однако друзья, а точнее те, кого Дюма считал такими, умело пользовались его бескорыстием и великодушием.
Став одним из популярнейший писателей Франции, Дюма зарабатывал до двухсот тысяч франков золотом в год, но из-за собственного расточительства и ловкости “друзей” и “подруг”, которые бессовестно жили за его счет, он закончил жизнь в бедности, и получил возможность достойно умереть лишь благодаря сыну – тоже писателю – Александру Дюма-Младшему.
Пользуясь классификацией, которая делит романы Дюма на авантюрно-романтические, авантюрно-исторические и собственное исторические, нужно заметить, что большинство своих собственно исторических произведений Дюма создал без помощи соавторов. Это “Изабелла Баварская”, “Капитан Ришар”, исторические хроники – “Наполеон”, “Генрих IV” и др., что указывает на особое отношение к ним самого автора.
Исторические романы Дюма известны значительно меньше широкой массе, чем романы авантюрно-исторического или авантюрно-романтического характера (“Три мушкетера”, “Королева Марго”, “Асканио” и др.). Они создали стереотип, что романы Дюма предназначены сугубо для развлекательного чтения. В них нет насыщенного сюжета или головокружительной интриги. Любовная линия в этих романах отходит, как правило, на второй план.
Так происходит, например, в романе “Капитан Ришар”, действие которого охватывает период наполеоновских войн и свержение империи Наполеона. Главный герой – капитан французской армии, но с самого начала произведения мы знакомимся с героем, которого не можем отнести к второстепенным – это император Наполеон. Хотя имени императора нет в названии романа, мы со временем сознаем, что именно Наполеон занимает центральное место в романе. Дюма стремится показать его не только героем выдуманной романной истории, а и центральной движущей силой эпохи. В жизни писателю не всегда приходилось хорошо, но у Дюма было самое главное – настоящие добрые друзья: Ж. де Нерваль, В. Гюго, Н. Парфе, Р. де Бонуар, преданные читатели и счастье творчества.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Приемы воспитания в педагогике.
Сейчас вы читаете: Сюжет трилогии Дюма “Три мушкетера”