“Первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить” (по творчеству Г. Р. Державина)(2)

В жизни и творчестве замечательного русского поэта Гаврилы Романовича Державина, в его своеобразном, резко очерченном характере как в зеркале отразилась полная противоречий эпоха XVIII века. Державин – решительный и смелый, всегда прямой, независимый в суждениях, с развитым чувством собственного достоинства – часто вызывал сильное недовольство со стороны своих начальников. Пробыв несколько лет на гражданской службе, поэт был вынужден выйти в отставку.
В эти нелегкие годы литературное дарование поэта достигло наивысшего расцвета.

Его стихотворения, хотя и без имени автора, появлялись в журналах и стали обращать на себя внимание читателей. Но слава пришла к Державину только в 1783 году, после появления его знаменитой, обращенной к Екатерине Великой, оды “Фелица” (лат. “счастье”).
Во время создания “Фелицы” Державин знал императрицу лишь по слухам и искренне верил, что она такая, какой старалась себя показать, – просвещенная мать Отечества. Именно так Екатерина изображена в его оде. Но произведение вместе с прославлением царицы обличает окружающих ее надменных, корыстных и ленивых вельмож.
Как и все писатели XVIII века, Державин
был представителем классической школы, но могучему таланту поэта было тесно в рамках строгих правил этого направления. Поэтому Державин соединил в “Фелице” оду и сатиру – два различных стихотворения, и создал оду-сатиру, что стало настоящим литературным переворотом. Высокая поэзия оды становилась проще и приближалась к жизни. Ода “Фелица” – гражданская ода. Все гражданские оды Державин адресовал лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, поэтому некоторые из них В. Г. Белинский назвал сатирическими. “Фелица” посвящена Екатерине II и продолжает традицию ломоносовских похвальных од, но резко отличается от них новым толкованием образа просвещенного монарха. Ода проникнута внутренним единством мысли. Олицетворяя в себе современное общество, поэт изящно хвалит Фелицу, сравнивая с ней себя и изображая свои пороки. Образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы, полушутя-полусерьезно автор говорит о заслугах Фелицы,
Весело смеется над самим собой. В оде, по словам Гоголя, происходит “соединение слов самых высоких с самыми низкими”.
Новизна этой оды заключается в том, что образ Фелицы разноплановый. Фелица – одновременно просвещенная монархиня и частное лицо. Так, например, автор изображает частную жизнь царицы, ее привычки и особенности характера:
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
Показывает конкретные дела правительницы, ее покровительство торговле и промышленности, она – бог, который многое позволил своему народу: “в чужие области скакать”, “сребра и золота искать”, “лесорубить”, “и ткать, и прясть, и шить”, “развязывая ум и руки”. С одной стороны, Фелица “просвещает нравы”, с другой – на поэзию, к которой благоволит, смотрит как на “летом вкусный лимо


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Понятие и структура педагогического общения..
Сейчас вы читаете: “Первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить” (по творчеству Г. Р. Державина)(2)