Гаврила Державин и его школа в русской литературе
Г. Р. Державин — поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г. Р. Державин.
Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с творчеством своих литературных наставников — Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Естественно в
Программным произведением Державина, после которого читающее общество сразу заговорило о нем, стало стихотворение с ироническим названием «Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге». Здесь, по словам В. Г. Белинского, «виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли.Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки». Другими словами, в этом стихотворении Державин удачно сочетает оду с сатирой.
Естественно, что такие нововведения вызвали бурю разнообразных отзывов. Кто-то восхищался талантом и смелостью Державина; сама же Екатерина II восприняла это как якобинские стихи.
Творчество Державина отличалось разнообразием стилей и тем. Так, ряд стихотворений образует философский цикл.
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
(ода «Бог»)
Поэт обращался и к мотивам анакреонтики. Застольное веселье, радость любви, женская красота — все это также имело место в его творчестве.
Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.
Но Державин не просто переводил или подражал античным авторам, он переделывал их на русский манер, для чего использовал элементы фольклора — народную лексику, замену имен античных богов славянскими.
Амуру вздумалось Псишею,
Резвяся, поймать,
Опутаться цветами с нею
И узел завязать.
Исторической заслугой Державина является то, что он ввел в поэзию «обыкновенное поэтическое слово», ему стали узки рамки «трех штилей» Ломоносова, и он решил это изменить.
Сокрылся и в игре мой клад;
Не страстны мной, как прежде, музы;
Бояре понадули пузы,
И я у всех стал виноват.
Стоит также отметить как важную особенность стихотворной лексики оригинальное словообразование Державина: «кораблегибельный позор», «огнепернатый шлем», «вкусноспелые плоды», «веселорезвая Эрата», «солнцеокий осетр» и др.
Таким образом, Державин разрушил ограничивающие рамки русского поэтического языка и дал дорогу развитию языка реалистического. Кроме того, затрагиваемые в его творчестве темы вели к формированию в литературе понятия национального характера, что, очевидно, позволило В. Г. Белинскому назвать его «отцом русских поэтов».